Найти тему
ВТБ Страна

Путешествия Матисса: колоритный Восток, чистые краски и пряное солнце

Анри Матисс. «Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain
Анри Матисс. «Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain

Основатель фовизма Анри Матисс известен как художник, который перевернул традиционное отношение к цвету. Важную роль в его творческом поиске играли путешествия: Франция, Испания, Алжир и Марокко поразили Матисса яркими и чистыми красками. Из южных путешествий он вернулся, обогатив свою палитру яркими цветами этих приморских стран. Вспомним самые интересные картины художника этого периода из собрания Пушкинского музея.

«Испанка с бубном»

Анри Матисс. «Испанка с бубном», 1909 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain
Анри Матисс. «Испанка с бубном», 1909 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain

Портрет с экзотическим колоритом «Испанка с бубном» Анри Матисс написал под впечатлением картины Эдуарда Мане «Лола из Валенсии».

Эдуард Мане. «Лола из Валенсии», 1862 год, Музей Орсе, Париж © Public Domain
Эдуард Мане. «Лола из Валенсии», 1862 год, Музей Орсе, Париж © Public Domain

Художника привлекали модели восточного типа в ярких декоративных костюмах, искусство мусульманского Востока с его декоративным тканям и арабесками. Испания находилась более 700 лет под властью мусульман-мавров и сохранила многое из их архитектурного и культурного наследия.

«Испанку с бубном» Матисс создал в стиле «фовизма». Художник использовал динамичный цветной контур и контрастную светотень, а фигура танцовщицы необычайно экспрессивна. Эффект картины строится на сочетании ярких чистых красок: красные юбка и цветы в черных как смоль волосах юной испанки, сияющий голубизной фон, изумрудные эполеты. Цвет преобладает над формой.

Из восточного искусства Матисс перенял арабески — волшебные орнаменты и сочетания линий. Черные линии повторяются в форме бубна, наклоне головы и изгибе руки, в складках юбки, задавая внутренний ритм картины. Глубина пространства создается благодаря использованию контрастных цветов.

«Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер»

Анри Матисс. «Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain
Анри Матисс. «Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain

Поездка в Марокко с его жгучим солнцем и африканским колоритом принесла в работы Матисса особый «марокканский» свет, насыщенный цветом. Он стал новым объединяющим элементом композиции. Матисс вновь обрел тесную связь с природой, утраченную в период увлечения фовизмом. Ощутив разрыв между естественным видением предмета и его анализом на картине в стиле фовизма, Матисс преодолел этот разрыв с помощью света.

В «Марокканском триптихе» художник передал три состояния дня: утро, полдень, вечер. Это работы «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе» и «Вход в Касбу». Все части триптиха объединяет доминирующий синий цвет, который передает атмосферу сказочного арабского Востока с его созерцательностью и неторопливостью.

В картине «Вид из окна. Танжер» художник использовал повторяющийся образ распахнутого окна. Ослепительное солнце заливает светом лежащий на берегу залива старый город. Прохладу комнаты, глубокие тени от деревьев и южное небо художник пишет синим цветом, который поглощает подробности и поэтизирует реальную картину, увиденную им из окна номера «Виллы де Франс».

«Зора на террасе»

Анри Матисс. «Зора на террасе», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain
Анри Матисс. «Зора на террасе», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain

Вторая картина триптиха — «Зора на террасе». Ее построение напоминает русские иконы: использовано типическое изображение вместо индивидуального, нет движения, а цвет играет роль символа. Изумрудно-голубое марево цвета скрадывает линии, стыки пола и стен исчезают, превращая интерьер комнаты в мираж.

Аквариум с красными рыбками на переднем плане перекликается с отставленными в сторону традиционными туфлями — «бабуши» словно рыбки плывут по комнате. Движения рыб и обуви контрастирует с неподвижностью словно застывшей девушки. Ее лицо напоминает лики святых на старинных иконах, а кисти рук даже не намечены. Наиболее детализированный элемент картины — национальный костюм юной марроканки с тщательно прописанным орнаментом.

«Вход в Касбу»

Анри Матисс. «Вход в Касбу», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain
Анри Матисс. «Вход в Касбу», 1912–1913 годы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain

Касбой на Востоке называют исторические цитадели и крепости внутри старого города. Через похожие на огромную замочную скважину вороты виднеется таинственный город, залитый закатным солнцем.

Матисс передает контраст между застывшим синим цветом и подвижным красным — дорога в город словно светится. Эффект голубых теней противопоставлен ослепляющим лучам солнца.

Матисс любил сопоставлять статику и движение: в первой части триптиха это замерший интерьер и открытое окно в жизнь, во второй — застывшая фигура девушки на фоне плавающих рыбок. Здесь в синем цвете полностью растворяется фигура неподвижно сидящего слева у стены араба, а через островерхий проем с широкими стенами струится свет. Синие тени, цветы, желтые и белые пятна смягчают контраст и объединяют композицию картины.

«Красные рыбы»

Анри Матисс. «Красные рыбы» («Золотые рыбы»), 1912 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain
Анри Матисс. «Красные рыбы» («Золотые рыбы»), 1912 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва © Public Domain

Из путешествия в Марокко Матисс привез еще один мотив — красных рыбок. Они встречаются более чем в десяти его картинах. Такие аквариумы он видел в марокканских кофейнях. Для Матисса рыбки становятся символом движения и жизни.

На картине «Красные рыбы» художник предельно сокращает интерьер — зритель видит лишь фрагмент террасы или оранжереи. С помощью приемов обратной и эллипсообразной перспективы и контраста красного и зеленого цветов Матисс передает эффект кружения рыбок. Закругленные линии создают структуру всей картины.

Для справки:

Экспозиция Пушкинского музея с работами Матисса сейчас находится в Париже, на выставке братьев Морозовых в Fondation Louis Vuitton. Но работы художника доступны в виртуальной экспозиции музея на официальном сайте. Генеральным партнером ГМИИ им. Пушкина выступает банк ВТБ.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Музеи
7007 интересуются