Основатель фовизма Анри Матисс известен как художник, который перевернул традиционное отношение к цвету. Важную роль в его творческом поиске играли путешествия: Франция, Испания, Алжир и Марокко поразили Матисса яркими и чистыми красками. Из южных путешествий он вернулся, обогатив свою палитру яркими цветами этих приморских стран. Вспомним самые интересные картины художника этого периода из собрания Пушкинского музея.
«Испанка с бубном»
Портрет с экзотическим колоритом «Испанка с бубном» Анри Матисс написал под впечатлением картины Эдуарда Мане «Лола из Валенсии».
Художника привлекали модели восточного типа в ярких декоративных костюмах, искусство мусульманского Востока с его декоративным тканям и арабесками. Испания находилась более 700 лет под властью мусульман-мавров и сохранила многое из их архитектурного и культурного наследия.
«Испанку с бубном» Матисс создал в стиле «фовизма». Художник использовал динамичный цветной контур и контрастную светотень, а фигура танцовщицы необычайно экспрессивна. Эффект картины строится на сочетании ярких чистых красок: красные юбка и цветы в черных как смоль волосах юной испанки, сияющий голубизной фон, изумрудные эполеты. Цвет преобладает над формой.
Из восточного искусства Матисс перенял арабески — волшебные орнаменты и сочетания линий. Черные линии повторяются в форме бубна, наклоне головы и изгибе руки, в складках юбки, задавая внутренний ритм картины. Глубина пространства создается благодаря использованию контрастных цветов.
«Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер»
Поездка в Марокко с его жгучим солнцем и африканским колоритом принесла в работы Матисса особый «марокканский» свет, насыщенный цветом. Он стал новым объединяющим элементом композиции. Матисс вновь обрел тесную связь с природой, утраченную в период увлечения фовизмом. Ощутив разрыв между естественным видением предмета и его анализом на картине в стиле фовизма, Матисс преодолел этот разрыв с помощью света.
В «Марокканском триптихе» художник передал три состояния дня: утро, полдень, вечер. Это работы «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе» и «Вход в Касбу». Все части триптиха объединяет доминирующий синий цвет, который передает атмосферу сказочного арабского Востока с его созерцательностью и неторопливостью.
В картине «Вид из окна. Танжер» художник использовал повторяющийся образ распахнутого окна. Ослепительное солнце заливает светом лежащий на берегу залива старый город. Прохладу комнаты, глубокие тени от деревьев и южное небо художник пишет синим цветом, который поглощает подробности и поэтизирует реальную картину, увиденную им из окна номера «Виллы де Франс».
«Зора на террасе»
Вторая картина триптиха — «Зора на террасе». Ее построение напоминает русские иконы: использовано типическое изображение вместо индивидуального, нет движения, а цвет играет роль символа. Изумрудно-голубое марево цвета скрадывает линии, стыки пола и стен исчезают, превращая интерьер комнаты в мираж.
Аквариум с красными рыбками на переднем плане перекликается с отставленными в сторону традиционными туфлями — «бабуши» словно рыбки плывут по комнате. Движения рыб и обуви контрастирует с неподвижностью словно застывшей девушки. Ее лицо напоминает лики святых на старинных иконах, а кисти рук даже не намечены. Наиболее детализированный элемент картины — национальный костюм юной марроканки с тщательно прописанным орнаментом.
«Вход в Касбу»
Касбой на Востоке называют исторические цитадели и крепости внутри старого города. Через похожие на огромную замочную скважину вороты виднеется таинственный город, залитый закатным солнцем.
Матисс передает контраст между застывшим синим цветом и подвижным красным — дорога в город словно светится. Эффект голубых теней противопоставлен ослепляющим лучам солнца.
Матисс любил сопоставлять статику и движение: в первой части триптиха это замерший интерьер и открытое окно в жизнь, во второй — застывшая фигура девушки на фоне плавающих рыбок. Здесь в синем цвете полностью растворяется фигура неподвижно сидящего слева у стены араба, а через островерхий проем с широкими стенами струится свет. Синие тени, цветы, желтые и белые пятна смягчают контраст и объединяют композицию картины.
«Красные рыбы»
Из путешествия в Марокко Матисс привез еще один мотив — красных рыбок. Они встречаются более чем в десяти его картинах. Такие аквариумы он видел в марокканских кофейнях. Для Матисса рыбки становятся символом движения и жизни.
На картине «Красные рыбы» художник предельно сокращает интерьер — зритель видит лишь фрагмент террасы или оранжереи. С помощью приемов обратной и эллипсообразной перспективы и контраста красного и зеленого цветов Матисс передает эффект кружения рыбок. Закругленные линии создают структуру всей картины.
Для справки:
Экспозиция Пушкинского музея с работами Матисса сейчас находится в Париже, на выставке братьев Морозовых в Fondation Louis Vuitton. Но работы художника доступны в виртуальной экспозиции музея на официальном сайте. Генеральным партнером ГМИИ им. Пушкина выступает банк ВТБ.