Найти тему
Y A D . K U R K O

ТРЕТЬЯ (И ПОСЛЕДНЯЯ) ЧАСТЬ РАЗГОВОРА О ПАМЯТИ

ПОГОВОРИМ О ПАМЯТИ - ЧАСТЬ 3

Ну и сегодня у нас заключительная часть разговора о памяти и последняя классификация.

Думаю, что ни для кого не секрет, что сам процесс запоминания чего либо бывает очень и очень разнообразен, индивидуален и т. д. И цели у нас с вами в этот момент разные.

Что-то мы скрупулёзно пытаемся вызубрить, вдолбить, запихать и т. д. (глагол на выбор) в свою голову. И делаем мы это с очень определенной целью.

А что-то запоминаем просто так. Какие-то события, отдельные цитаты, разговоры, понравившиеся книжки и т.д. У нас нет определенной цели.

Исходя из всего этого, всю память можно разделить на

  1. Произвольную (цель есть)
  2. Непроизвольную (цели нет)
произвольная память
произвольная память

непроизвольная память - 1
непроизвольная память - 1

непроизвольная память - 2
непроизвольная память - 2

Что мы запоминаем непроизвольно? То, над чем работаем в данный момент, то, что является предметом нашей деятельности. Конечно же, мы запоминаем то, что имеет для нас важное жизненное значение, то, что связано с нашими интересами, эмоциями.

А еще непроизвольно мы часто запоминаем всякую гадость: трудности, конфликты, неудачи и т. д.

Кстати, любопытный факт: незавершенные действия мы запоминаем лучше, чем завершенные. (пока проект не доделан - вы будете помнить его, он будет являться в страшных кошмарах, но стоит вам его сдать - вы забудете).

-4

Фраза красивая, ничего не скажешь. А теперь будем с этим разбираться в более человеческих терминах.

Начнем с ассоциаций. ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ТАКОЕ?

Простыми словами, это связь между двумя представлениями, которая появляется у нас в течение жизни. И эта связь проявляется в том, что один возникающий образ в нашем сознании влечет за собой появление следующего.

ассоциации
ассоциации

Надо сказать, что ассоциации тоже можно разделить на несколько типов.

ТИПЫ АССОЦИАЦИЙ

  1. По смежности во времени и пространстве
  2. По сходству
  3. По контрасту
  4. Причинно-следственные
  5. Ассоциации по смыслу
ассоциации по смежности во времени и пространстве
ассоциации по смежности во времени и пространстве

ассоциации по сходству
ассоциации по сходству

ассоциации по контрасту
ассоциации по контрасту

причинно-следственные ассоциации
причинно-следственные ассоциации

ассоциации по смыслу
ассоциации по смыслу

А теперь вернемся к средствам, которые мы используем для запоминания. Тут, надо сказать, память тоже можно разделить на 3 вида.


А ИМЕННО…

  1. Непосредственная натуральная память
  2. Внешне опосредованная память
  3. Внутренне опосредованная память

Погнали разбираться, что это, куда и зачем.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ НАТУРАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Это прямое механическое запечатление событий. Самый примитивный и простой вид памяти. По большей части, он в ходу на наших самых ранних стадиях развития.

непосредственная память
непосредственная память

ВНЕШНЕ ОПОСРЕДОВАННАЯ ПАМЯТЬ

Вот все уже посложнее и позаковырестее. Здесь, для того, чтобы что-то запомнить, мы используем какие-то внешние средства: узелки на память, записи, фотографии и т.д. Таким образом, мы создаем внешний стимул, который позволит нам воскресить в памяти то или иное событие.

внешне опосредованная память
внешне опосредованная память

Этот тип памяти хорошо описан в концепции Л.С. Выготского. Он говорил, что такая память характерна для высокой ступени развития человека, и она является первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Следствием этого бессомненно любопытнейшего процесса является овладение речью. Вот такие пироги.

ВНУТРЕННЕ ОПОСРЕДОВАННАЯ ПАМЯТЬ

И вот наконец мы добрались до высшего типа памяти. Ее еще называют логической. Здесь нам уже не нужны внешние средства для того, чтобы что-то запомнить. Мы формируем внутренние стимулы для запоминания и используем речь, внутренние образы и т.д.

внутренне опосредованная память
внутренне опосредованная память

Например, для того, чтобы запомнить какой-нибудь процесс из психологии, я объясняю его внутренне на чем-то более простом. На тех же самых печеньках. У меня создается образ печенек, связанных ассоциативно с изучаемым процессом. И когда я на экзамене буду судорожно вспоминать, что же такое, например, интериоризация - я сначала буду вспоминать печеньки, которые в итоге приведут меня к выученному определению.

Собственно говоря, это была заключительная часть моего довольно большого спича о памяти. Что бы там кто не говорил, память можно и нужно развивать. Это возможно. Есть множество разных способов для запоминания чего угодно (тех же самых вопросов к экзаменам), просто нужно найти тот, который подходит именно вам!

психология

#психология НА ПЕЧЕНЬКАХ

#память

#виды памяти