Найти тему
397 подписчиков

Воля ребёнка – необходимость или непослушание?

Если ребёнок имеет волю, настойчивость и свое мнение это вроде бы и неплохо. А вот если это мнение не совпадает с родительским? Или откровенно вредит здоровью ребёнка? Воля хороша, когда впереди есть благая цель.

Воля – это способность реализовывать цель. Несомненно, воля пригодится ребенку в жизни. И необходимо развивать, условно, "тренировать" волю. Поэтому, давайте разграничивать процесс и результат. Процесс достижения, действия, подкрепляются волевыми усилиями. А вот выбор достойной цели – это вопрос ценностей семьи и ребёнка.

Если мы говорим о развитии воли детей как необходимого для успешной жизни качества, то давайте определимся с важными составляющими этой самой "воли". Чтобы такое обсуждение было наглядным, в качестве примеров развития того или иного компонента воли приводятся примеры конкретных подходящих игр интерактивного комплекса Magium компании "Инновации детям" – интерактивного пола, который распознаёт действия детей и игровые фигуры, даёт обратную связь и способствует развитию волевых качеств в здоровом движении.

Если ребёнок имеет волю, настойчивость и свое мнение это вроде бы и неплохо. А вот если это мнение не совпадает с родительским? Или откровенно вредит здоровью ребёнка?
  1. Контроль эмоций: акцент на действиях, умение скорректировать эмоции для благоприятной реализации задачи.  Подходит остров "Чудолесье", игра "Проложи путь". В игре появляется несколько маршрутов из фигур до клада. Задача игрока: пройти по дорожке, которая соответствует заданию.
  2. Возможности: увидеть возможности и использовать их для результата. Для этого используется остров "Тарзания", игра "Песчаные гонки". Нужно пробежать по своей дорожке быстрее остальных до финиша или попасть мячом в цель.
  3. Настойчивость: радость от планомерного действия. Помогает развивать остров "Логикум", игра "Узоры на ковре". На ковре есть закономерный узор. Задача ребёнка: продолжить закономерность из фигур.
  4. Осуществление шагов: волевое намерение предполагает осуществление конкретных шагов для достижения результата. Подходит игра "Часы" в острове "Логикум" для изучения времени. Черепаха показывает вид деятельности, а ребёнок соотносит со временем суток или временем на часах.
  5. Достижение результата: выстраивание плана и выполнение задач до их логического завершения. На помощь приходит игра "Мемори" в острове "Амазоника". Цель игры: запомнить пары карточек, их расположение. А дальше по памяти открыть все пары за наименьшее количество ходов.  Карточка со скрытым предметом открывается, когда на неё становится игрок.
  6. Поиск новых путей: возможность корректировать план действий и искать новые варианты. Помогает развивать остров "ТРИЗ".  Игра "Системный лифт" позволяет ребёнку выстраивать системные знания: от частного к общему, из подсистемы мы доходим до надсистемы.
  7. Смелость начать снова, сделать по-другому, не бояться сделать шаг назад для лучшего результата. Учит игра "Судоку" в острове "Амазоника". Цель игры - заполнить квадрат так, чтобы по горизонтали и вертикали предметы или символы не повторялись.

Опираясь на перечисленные компоненты развития воли, каждый педагог и родитель сможет отбирать подходящие игры. Пусть процесс достижения целей будет волевым, а цели достойными!

Котлованова О.В., педагог высшей категории, методист компании "Инновации детям", врач-психотерапевт, специалист по песочной арт-терапии, НЛП-практик.