Минздрав чуток изменил Временные методические рекомендаций по коронавирусной инфекции, где нового чуть-чуть настолько, что неприлично давать версии номер 14, это лишь полверсии за номером 13.1, эдакий лось с силуэтом кабана. Расскажем, где искать обновления и немного о самих инновациях.
Всего написано 14 вариантов методички и все документы «временные», последние версии идут почти ежемесячно по мере прогресса в терапии COVID-19. Прогресса как такового усматривается не много, по-прежнему сам SARS-CoV-2 непобедим и лечат осложнения его присутствия.
Изменения затронули симптоматическое лечение одного из тяжких симптомов, про который в методичке написано всего полторы строчки: «С целью купирования кашля при COVID-19 используются противокашлевые препараты: бутамират, леводропропизин». Ренгалин в новую версию не вошёл, хоть и получил премию «Товар-2021 года» в номинации «Доверие потребителей». Предлагаемые средства при сухом надрывном кашле совсем не конкуренты классическому кодеину, но о последнем и мечтать не положено.
В одной из схем стационарной терапии лёгкого COVID-19 у пациента с высоким индексом коморбидности суточная доза барицитиниба снижена вдвое, но предлагается альтернативный выбор из пяти препаратов, у четырёх из которых доза осталась без изменений.
Глобальные добавления настигли раздел оксигенотерапии, внесены конкретные рекомендации по обеспечению её безопасности, дополнительной оксигенации не без снижения «потребления кислорода». Все 12 пунктов пропитаны большой заботой о пациентах и зиждутся на экономии ресурса - предписано «дозировать расход кислорода с помощью кислородного резервуара». Первым номером идёт запрет на профилактику гипоксемии оксигенацией, вторым – отказ от высокоточной при достижении целевых показателей SpO2 на низкопоточной.
Внесены различия в целевое SpO2 для больных ХОБЛ и остальных - 88-92% и 92-93%. Респираторную поддержку предложено осуществлять «только в сочетании со специальными назальными канюлями». Разрешено при кормлении пациента на НИВ переходить на низкопоточную респираторную поддержку, но само кормление «минимизировать» по продолжительности.
Указано «ограничить использование высокопоточной оксигенотерапии и НИВЛ с высокой концентрацией кислорода сроками 1-3 суток», а также «при ограниченном ресурсе кислорода неинвазивная респираторная поддержка имеет преимущество перед высокопоточной респираторной поддержкой, так как потребление кислорода при ее применении в несколько раз ниже».
Добавлен подраздел «Основные требования к качеству кислорода» из 2 пунктов: для ИВЛ и анестезии идёт чистый 99,5% кислород, для дополнительной оксигенации – 95% кислород из воздуха.
В раздел специфической профилактики добавлено использование Спутника Лайт для ревакцинации через 6 месяцев после первичной или «для первичной вакцинации спустя 6 месяцев после перенесенного заболевания взрослых старше 18 лет». По-большому счёту это все изменения, так что Минздрав был прав – не 14 версия, а всего лишь 13.1