По некоторым данным, США и Турция ведут переговоры по блокировке пролива Босфор для военных кораблей ВС РФ. На нынешний момент информация носит неподтверждённый характер. Однако известно, что Вашингтон и Анкара действительно ведут некие переговоры по северной части Сирии и вопросам противодействия России в рамках НАТО. «В турецких соцсетях распространяется информация, согласно которой США предложили турецкому руководству уступить ряд районов на севере Сирии, чтобы убедить Турцию активнее сотрудничать против России в Черном море», — сообщает иранский журналист Хаял Муаззин.
«Я не исключаю, что со стороны США могли звучать такие предложения в адрес Турции», - говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. Целью этого является не просто испортить отношения между Россией и Турцией, но и спровоцировать военный конфликт между двумя странами. Ведь Россия, вряд ли, проглотит, закрытие прохода для своих военных кораблей через Босфор и пойдет на прорыв. Тем более, надо понимать, что такие действия Турции были бы нарушением конвенции Монтре. Ведь согласно конвенции Монтре, Турция может закрыть проход для военных кораблей, только в случае угрозы нападения на ее территорию, а такой угрозы сейчас нет. Поэтому Анкаре придется взвесить, что для нее важнее: весь комплекс экономических отношений с Россией вкупе с сохранением конвенции Монтре или контролируемые США курдские районы Сирии, которые ей еще предстоит завоевать и удерживать.
Американцы контролируют большую часть курдских районов Сирии за левым берегом Евфрата. Это не маленькая территория. США вошли туда, чтобы получить опорную точку в Сирии, откуда они могли бы поддерживать ИГИЛ в войне против Башара Асада. После ввода в Сирию российских войск и освобождения значительной части Сирии от боевиков, эта задача утратила актуальность. Уже очевидно, что Башара Асада свергнуть не удастся, что Россия плотно закрепилась в Сирии и американское присутствие в этом районе не приносит какой-то существенной пользы, зато оттягивает значительные ресурсы от более важных дел. Но просто так уйти, не получив никаких выгод, США не хотят. Вот они и пытаются «продать» Турции эти районы в обмен на переход Анкары к резко антироссийской политике.
Турецкая дипломатия очень опытная, можно даже сказать, искусная. Вряд ли, они дадут обвести себя вокруг пальца. Конвенция Монтре очень важна для Турции, это один из краеугольных камней ее безопасности. Менять ее на курдские районы Сирии турки не будут. Тем более, они прекрасно понимают, что США все равно будут вынуждены рано или поздно уйти из Сирии, и в момент их ухода у Турции откроется окно возможностей для оккупации части курдских регионов. В Анкаре понимают, что США ни при каких условиях не будут передавать курдские районы войскам Башара Асада или России. Так что эти районы упадут к ногам Турции как созревший плод без того, чтобы за это платить какую-то цену, тем более такую большую как Конвенция Монтре. Тем не менее, турецкая дипломатия вполне может участвовать в таких переговорах для демонстрации дружественных отношений с США. Но это не более чем имитация переговорного процесса.
Заявление офицера ВМС США Брайана Харрингтона об «обходе» конвенции Монтре не направлено на нарушение этой конвенции. Он просто призывает использовать военные корабли разных государств НАТО для создания группировки в Черном море. Конвенция Монтре не накладывает ограничения на военные блоки, а только на национальные государства. Так что НАТО может теоретически создать мощную группировку в Черном море из кораблей разных стран. Но как бы они не пыжились, у России все-равно хватит сил и средств, чтобы эту группировку потопить.
Мне не известно о сообщениях турецких СМИ о возможности закрытия Черноморских проливов для российских военных кораблей. Не могу судить насколько они авторитетны. Закрытие проливов – это критично для России, и это «казус белли», который привел бы к войне с Турцией. Мне трудно представить, ради чего Турция могла бы пойти на такой шаг. Что касается Эрдогана, то он искусно маневрирует между Западом и Россией. А вот ввязываться в военный конфликт с Россией ради интересов Запада и, тем более, Украины он не будет.