Найти тему

На протяжении тысячелетий различными мистическими традициями изобретено множество психотехник

На протяжении тысячелетий различными мистическими традициями

изобретено множество психотехник, подчиненных основной цели —

реализации состояния умствен-ной тишины. На наш взгляд, в своем

подавляющем большинстве они чрезмерно громоздки, трудоемки,

неоправданно усложнены ритуальной атрибушкой и вообще мало пригодны

для современного человека. Имея определенный опыт психологической

подготовки специалистов некоторых категорий, мы можем утверждать, что

сегодня быстрее и надежнее прочих «работает» весьма простой метод

«раздвоенного внимания», которому мы и намерены вас обучить.

Если вы читали книги Кастанеды, то можете припомнить нечто

подобное, а именно особый способ ходьбы с одновременным обзором всего

пространства перед собою периферийным зрением; этот прием дон Хуан

настойчиво рекомендовал своему ученику, как основной способ «остановки

внутреннего диалога». В принципе наш метод аналогичен, только он еще

проще.

Но прежде примите к сведению; будучи в своем обычном состоянии

сознания, человек способен фиксировать внимание лишь на двух объектах

одновременно, и не более того. Теперь проделаем опыт. Вытяните перед

собою обе руки и посмотрите на них. Сосредоточьтесь одновременно на

ощущениях обеих кистей и постарайтесь чувствовать их одинаково

отчетливо. При этом вы непроизвольно входите и особое сосюяние, при

котором у вас в голове не остается никаких мыслей, никаких посторонних

образов. Вы как бы повисаете в какой-то наполненной пустоте. Это и есть

остановка внутреннего диалога. Если вам не сразу удастся «нащупать»

искомое

состояние,

попробуйте

поэкспериментировать

со

своим

вниманием самостоятельно. К примеру, продолжая удерживать его на обеих

кистях, немного ими покачайте: левая рука медленно идет вниз, и

одновременно правая поднимается, затем наоборот. Подобных упражнений,

или «ловушек» для внимания можно выдумать сколько угодно. Важно,

чтобы с их помощью вы почувствовали состояние пустоты. Не ищите его

где-то вне себя; оно, можно сказать, буквально у вас «в руках». Наверняка с

вами уже такое случалось: вроде бы, вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: «О чем ты думаешь?» Вы честно пытаетесь это

уяснить и никак не можете, потому что на самом-то деле вы ни о чем и не

думали вовсе. Было такое? Конечно же, было много раз. Так что ничего

нового в этом состоянии безмыслия для вас нет. Нужно лишь хорошенько

его прочувствовать и научиться свободно в него погружаться всякий раз,

когда это требуется для наших особых целей.

Допустим, вы более или менее освоили остановку умственного

диалога методом раздвоенного внимания. Тогда вы уже способны

почувствовать и несколько иное измененное состояние сознания, которое

можно назвать отрицательным полюсам .психической позиции безмыслия.

Когда человек пребывает в своем обычном состоянии сознания, «биение»

его мысленного фона не утихает ни на миг. При этом он в большей или в

меньшей степени отождествляется со своим мысленным фоном, то есть с

последним связывается самоощущение человека, его «я». Когда же вы

реализуете состояние пустоты описанным выше методом, то ваше «я»

замирает и растворяегся в наполненной пустоте. Вы как бы чувствуете свое

сознание перелившимся через лобные доли мозга на объекты вашего

внимания.

Можно действовать и по-другому. Будучи в состоянии глубокой

релаксации (здесь подходит любой из множества распространенных ныне

способов его достижения), вы можете отстраниться от своего мысленного

фона, выделив всобственной психике некий молчаливый и бесстрастный

центр и позволив ему спокойно созерцать этот самый мысленный фон. Вы

чувствуете свое сознание как бы отступающим, точно море при отливе,

через затылочную часть мозга и позвоночник. При этом мысленный диалог

постепенно стихает, и вы то же входите в состояние пустоты, но уже как бы

с другого конца. Правда, само безмыслие, реализованное таким способом,

будет качественно отличаться от аналогичного состояния, которого вы

достигаете при помощи раздвоенного внимания. Во втором случае оно

связано с шизоизацией вашей психики, или, выражаясь иначе, с

разделением вашей личности на множество субличностей. (Не пугайтесь

слов «шизоизация» и «паранои-зация»; будучи подконтрольны, и тот и

другой процесс — лишь инструменты практикующего психолога.) В

первом же случае остановка мысленного фона сопряжена с пара-ноизяпией

психики, или же с укреплением единства, спаянности всех ваших

субличностей. Обратите внимание на этот факт, имеющий существенное

значение для некоторых наших опытов.