На протяжении тысячелетий различными мистическими традициями
изобретено множество психотехник, подчиненных основной цели —
реализации состояния умствен-ной тишины. На наш взгляд, в своем
подавляющем большинстве они чрезмерно громоздки, трудоемки,
неоправданно усложнены ритуальной атрибушкой и вообще мало пригодны
для современного человека. Имея определенный опыт психологической
подготовки специалистов некоторых категорий, мы можем утверждать, что
сегодня быстрее и надежнее прочих «работает» весьма простой метод
«раздвоенного внимания», которому мы и намерены вас обучить.
Если вы читали книги Кастанеды, то можете припомнить нечто
подобное, а именно особый способ ходьбы с одновременным обзором всего
пространства перед собою периферийным зрением; этот прием дон Хуан
настойчиво рекомендовал своему ученику, как основной способ «остановки
внутреннего диалога». В принципе наш метод аналогичен, только он еще
проще.
Но прежде примите к сведению; будучи в своем обычном состоянии
сознания, человек способен фиксировать внимание лишь на двух объектах
одновременно, и не более того. Теперь проделаем опыт. Вытяните перед
собою обе руки и посмотрите на них. Сосредоточьтесь одновременно на
ощущениях обеих кистей и постарайтесь чувствовать их одинаково
отчетливо. При этом вы непроизвольно входите и особое сосюяние, при
котором у вас в голове не остается никаких мыслей, никаких посторонних
образов. Вы как бы повисаете в какой-то наполненной пустоте. Это и есть
остановка внутреннего диалога. Если вам не сразу удастся «нащупать»
искомое
состояние,
попробуйте
поэкспериментировать
со
своим
вниманием самостоятельно. К примеру, продолжая удерживать его на обеих
кистях, немного ими покачайте: левая рука медленно идет вниз, и
одновременно правая поднимается, затем наоборот. Подобных упражнений,
или «ловушек» для внимания можно выдумать сколько угодно. Важно,
чтобы с их помощью вы почувствовали состояние пустоты. Не ищите его
где-то вне себя; оно, можно сказать, буквально у вас «в руках». Наверняка с
вами уже такое случалось: вроде бы, вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: «О чем ты думаешь?» Вы честно пытаетесь это
уяснить и никак не можете, потому что на самом-то деле вы ни о чем и не
думали вовсе. Было такое? Конечно же, было много раз. Так что ничего
нового в этом состоянии безмыслия для вас нет. Нужно лишь хорошенько
его прочувствовать и научиться свободно в него погружаться всякий раз,
когда это требуется для наших особых целей.
Допустим, вы более или менее освоили остановку умственного
диалога методом раздвоенного внимания. Тогда вы уже способны
почувствовать и несколько иное измененное состояние сознания, которое
можно назвать отрицательным полюсам .психической позиции безмыслия.
Когда человек пребывает в своем обычном состоянии сознания, «биение»
его мысленного фона не утихает ни на миг. При этом он в большей или в
меньшей степени отождествляется со своим мысленным фоном, то есть с
последним связывается самоощущение человека, его «я». Когда же вы
реализуете состояние пустоты описанным выше методом, то ваше «я»
замирает и растворяегся в наполненной пустоте. Вы как бы чувствуете свое
сознание перелившимся через лобные доли мозга на объекты вашего
внимания.
Можно действовать и по-другому. Будучи в состоянии глубокой
релаксации (здесь подходит любой из множества распространенных ныне
способов его достижения), вы можете отстраниться от своего мысленного
фона, выделив всобственной психике некий молчаливый и бесстрастный
центр и позволив ему спокойно созерцать этот самый мысленный фон. Вы
чувствуете свое сознание как бы отступающим, точно море при отливе,
через затылочную часть мозга и позвоночник. При этом мысленный диалог
постепенно стихает, и вы то же входите в состояние пустоты, но уже как бы
с другого конца. Правда, само безмыслие, реализованное таким способом,
будет качественно отличаться от аналогичного состояния, которого вы
достигаете при помощи раздвоенного внимания. Во втором случае оно
связано с шизоизацией вашей психики, или, выражаясь иначе, с
разделением вашей личности на множество субличностей. (Не пугайтесь
слов «шизоизация» и «паранои-зация»; будучи подконтрольны, и тот и
другой процесс — лишь инструменты практикующего психолога.) В
первом же случае остановка мысленного фона сопряжена с пара-ноизяпией
психики, или же с укреплением единства, спаянности всех ваших
субличностей. Обратите внимание на этот факт, имеющий существенное
значение для некоторых наших опытов.
На протяжении тысячелетий различными мистическими традициями изобретено множество психотехник
24 ноября 202124 ноя 2021
3 мин