В наши дни у школьников замечается бедный словарный запас. Мало, кто умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Очень часто они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, жаргонной речью, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Многие обучающиеся не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделить главную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов, а также просто объяснить значения, используемых ими же слов.
Согласно утверждённому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), главной целью обучения русскому языку в современной школе является формирование коммуникативной (речевой) компетенции. Что это такое? «... коммуникативная компетенция - способность пользоваться языком в речевой деятельности» [1] То есть, вооружение учащихся нормами литературного языка и развитие связной речи. Помимо этого, Стандарт требует от учащихся:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.[6, с.8]
Для этого уроки учителя приобрели некий новый формат, по которому учителя должны лишь мотивировать ученика на получение знаний, т.е. научить учиться.
Современный школьник должен обладать определенными качествами: критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня; быть коммуникабельным.
Можно выделить ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня речевой компетенции:
1. Иностранные заимствования. Без сомнения, язык развивается вместе с обществом. Однако бездумное употребление неологизмов-заимствований может испортить речь человека. Например, в наши дни в разговоре школьников можно услышать следующие слова: «чилить», «вайб», «олд», «кринж» и т.д. Все эти слова пришли из английского языка путём транслитерации и имеют русские эквиваленты. Но дети считают, что употребление этих слов является модным, и даже красит их речь.
2. Интернет-ресурсы. Для детей создаются специальные сайты с готовыми домашними заданиями (гдз), шпаргалками на каждый день, краткими изложениями произведений русской и зарубежной литературы. Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников. Эти ресурсы отучают детей думать, оценивать, наблюдать, анализировать, классифицировать и синтезировать школьный материал.
3. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо без учёта цели, сферы и ситуации общения. Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остаётся недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объёме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.
4. Речь детей бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно. Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, - однако используемая сейчас методика в большей степени стремится развивать монологическую речь, игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать.
Поэтому каждый педагог должен определить для себя такие задачи:
1) научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
2) формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
3) вырабатывать навыки конструирования новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;
Несколько лет назад в школах была введена Всероссийская проверочная работа (ВПР) – итоговая контрольная работа с едиными
стандартизированными заданиями, которая проверяет знания школьников по предмету [ВПР Статград]. Контрольная по русскому языку разбита на две части: диктант и задания по синтаксису; 13 заданий по всем разделам языка (поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). Для того чтобы выполнить задания, ученику необходимо уметь правильно формулировать мысль, выделять из общего частное, выделять главное и т.д. А самое главное – иметь богатый словарный запас.
В качестве эксперимента, имеющего цель проверить сформированность речевой компетенции учащихся, в двух шестых классах (6 В и 6 Г) гимназии «Диалог» было проведено небольшое исследование: 49 учащимся указанных классов был предложен один из вариантов заданий ВПР:
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
У кого дом лучше всех?
(1)Не так просто решить, какой дом лучше всех других.
(2)Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. (3)У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.
(4)Самый хитрый дом у крота. (5)У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его подземной норе.
(6)Самый красивый домик у пеночки-пересмешки. (7)Она свила себе гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой, вплела кусочки разноцветной бумаги, которые валялись в саду какой-то дачи.
(8)Самые удобные домики у личинок ручейников. (9)Ручейники — крылатые насекомые. (10)Когда они садятся, они складывают крылья крышей у себя на спине и прикрывают ими все свое тело. (11)А личинки ручейников бескрылые, голые, им нечем прикрыться. (12)Живут они на дне ручьев и речек. (13)Найдет личинка сучочек или камышинку величиной со спичку, склеит на них трубочку из песчинок и залезает в нее задом.
(14)Очень удобно получается. (15)Можно совсем спрятаться в трубочку, и никто тебя не увидит. (16)Можно высунуть передние ножки и ползти по дну вместе с своим легким домиком.
(По В. Бианки)
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 10
Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.
Задание 11
Почему, по мнению автора, трудно решить, чей домик лучше?
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «накроешь» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Задание 13
Определите стилистическую принадлежность слова «сучочек» из предложения 13, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Задание 14
Объясните значение фразеологизма «много воды утекло», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Выполнение заданий оценивалось по пятибалльной шкале. Результаты представлены в диаграмме № 1. Процентное соотношение результатов представлено в диаграмме №2.
По результатам исследования:
- 43% учащихся не справились с предложенными заданиями;
- 49% - получили оценку «удовлетворительно»;
- 6% - «хорошо»;
- 2 % - «отлично».
Наибольшая сложность у учащихся возникла при выполнении заданий 12 и 14.
Можно сделать выводы о том, что учащиеся не могут объяснить значения фразеологизмов, подобрать им синонимы и определить лексическое значение слова. Мы предполагаем, что причиной этого стали:
несформированность навыков осмысленного чтения художественных текстов, отсутствие мотивации к чтению, а также огромное количество сайтов с готовыми домашними заданиями и краткими содержаниями произведений художественной литературы, которые мешают детям думать, связно и красиво выражать свои мысли.
На основе анализа индивидуальных результатов участников ВПР мы рекомендуем продолжить работу по анализу текста (определение основной мысли, типа речи, лексического значения слова по описательной характеристике; подбор синонимов/антонимов) и усилить работу по развитию речи.
Зная основные типы ошибок, умея определять их основные причины, учитель может разработать методику их исправления и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:
- исправления речевых ошибок учителем в тетрадях учащихся;
- записи и замечания учителя в тетрадях учащихся (в том числе условные знаки на полях);
- классная работа над ошибками общими, типичными – на тематических 15-25 минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений или изложений, цель которых – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определенного типа;
- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение и исправление;
- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках литературы и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допущенными учениками данного класса;
- языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
- стилистические замечания, где это возможно, при изучении грамматического курса;
- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию (совершенствованию) собственного сочинения и изложения.
Все допущенные в тетрадях ошибки должны быть так или иначе исправлены либо учителем, либо самим учеником (последнее предпочтительнее!). Ведь цель состоит в том, чтобы повысить самостоятельность учащихся. Нужно искать такие способы исправления ошибок, которые обеспечили бы максимальную мыслительную активность ученика. Если учитель обнаружил неудачно употребленное слово, он его подчеркивает, а на полях записывает: «Найди более точное слово!» или «Замени слово!»
В отдельных случаях слово может не подчеркиваться, а замечание или условный знак на полях обязывает ученика найти неудачное слово на этой строке и заменить его. В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача.
Библиографический список
1. Афанасьева Оксана Васильевна Сущностная характеристика речевой компетенции // Проблемы Науки. 2015. №11
2. Вятютнев М. Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка / М. Н. Вятютнев // Научные традиции и новые направлення в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986
3. Солтанбекова Орынбасар Туяковна Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Известия ВГПУ. 2008. №6.
4. Тотиева А.Н. Пропедевтика ошибок и недочетов в речи учащихся: Материалы X Международной научно-практической конференции "Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия". Международный научный институт «EDUCATIO» // Ежемесячный научный журнал № 3 (10) / 2015. Ч.3. С. 122 – 125.
5. Фетисова Ольга Геннадьевна, Макуха Владимир Карпович, Пузиков Алексей Олегович. К вопросу о коммуникативно-речевой компетенции школьников // Идеи и идеалы. 2013. №3
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).
7. Шихахмедова Семае Нурмагомедовна «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературе», 2020.
8. Шорохова Н. Р. Особенности развития современного ребенка / Шорохова Наталья Рахинжиновна, 2017.