Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Очередная легенда СМИ: Китай беспощадно борется с коррупцией

Очень многие граждане РФ, столкнувшись с рассказанной в СМИ историей о полковнике с чемоданами валюты, чиновнике с коттеджем за астрономическую сумму, заместителе министра, присвоившем половину бюджета области, яростно восклицают: «Вот тебя бы в Китай, там уж…»

О том, что происходит в Китае, размышляет Олег Анатольевич Матвейчев, российский философ, эксперт СМИ, профессор Национального Исследовательского Университета «Высшая школа экономики» в Москве. Его рассуждения не радуют.

Все знают, говорит профессор, что в Китае беспощадны к коррупционерам, давайте и мы будем стрелять своих чиновников, и коррупции не будет.

Чиновники в Китае брали взятки всегда, поскольку это был путь к достатку не только семьи, но и всего рода. Родственные связи, верность семье всегда были даже выше, чем лояльность к государству и закону – этому учил Конфуций.

Семья работает на карьеру и образование юноши, содержит во время обучения в городе и обеспечивает все необходимые нужды. А потом человек, став чиновником, работает прежде всего на семью, на её процветание, отсюда чисто китайское явление: «голый чиновник» – вся родня живёт за границей, туда же переводятся все деньги, имущество зарегистрировано на братьев, родителей, сам чиновник в случае ареста ничего не имеет.

Приговор зачитан – коррупция побеждена?
Приговор зачитан – коррупция побеждена?

В интернет-версии журнала Forbes был опубликован материал, в котором описываются нравы современной китайской элиты: «Китайцы стали крупнейшими иностранными покупателями элитной недвижимости в центральном Лондоне. В последние годы на них приходилась каждая десятая купленная здесь квартира. Китайское нашествие на элитную лондонскую недвижимость отодвинуло на второй план другие набеги – русские, индийские и арабские».

В ближайшее время, говорят специалисты, китайский рынок предметов роскоши опередит американский.

Китай только создаёт видимость борьбы с коррупцией: казни и пожизненные приговоры, которые настигают даже высокопоставленных членов правительства, должны показать, что в Китае данная проблема не существует или пресекается на самом корню.

На самом деле есть целая каста высших государственных управленцев, так называемые «принцы» – в основном это дети и внуки соратников Мао Цзэдуна, вместе с Великим кормчим выстроившие современную Китайскую Народную Республику и сформировавшие новую китайскую элиту. За таким «принцем» стоит собственная элитная группа, клан со своими политическими и бизнес-интересами, набором инструментов влияния и совокупным административным ресурсом должностей, которые занимают его представители.

Именно они являются властью в Китае, поэтому, начиная истинную, не показную борьбу с коррупцией, они, получается, должны бороться сами с собой: когда в 2012 году партийное руководство предложило ввести в стране систему обнародования информации о личном состоянии чиновников и контроле объективности этих данных, то против такого решения проголосовало 98,7 процента делегатов Всекитайского собрания народных представителей. Любимая фраза наших чиновников: «Неприлично считать деньги в чужом кошельке», – знакома и китайскому взяточнику и казнокраду.

А сажать пожизненно они согласны мелкую рыбёшку, кто нужен, чтобы успокоить общественное мнение.

Ведь знакомая картина?