БАРВЕНКОВСКАЯ ТРАГЕДИЯ - Катастрофа описана в лицах. Но можно взглянуть на это потрясение, приведшее к горьким последствиям, и с точки зрения народной, в виде исповеди – открытого изложения взглядов.
ТРАГЕДИЯ ГОРОДА
Наверно, трудно найти несколько городов в бывшем Советском Союзе, которые во время Великой Отечественной войны в стратегическом плане переходили бы из рук в руки по три раза. Однако два таких города Харьковской области всегда в нашей памяти – это Барвенково и Лозовая. Посмотрим сухие цифры сводок войны.
Барвенково - город оставлен 24 октября 1941 года. Освобожден 23 января 1942 года войсками Южного фронта в ходе Барвенково-Лозовской операции (1942). Вторично оставлен 18 мая 1942 года. Вторично освобожден 6 февраля 1943 года войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции (1943). В третий раз оставлен 28 февраля 1943 года. В третий раз освобожден 10 сентября 1943 года войсками Юго-Западного фронта в ходе Донбасской операции (1943).
Те же слова относятся и к городу Лозовая, только даты отличаются в пределах недели. Из истории известно, что Барвенково посещали и Петр Первый, и Екатерина Вторая. Остается упомянуть трагическое Харьковское сражение, проведенное 12–29 мая 1942 года под руководством Тимошенко, Хрущева и Баграмяна.
РАССКАЗ ФРОНТОВОГО АРТИЛЛЕРИСТА
Тридцать лет назад в госпитале я находился в одной палате с генерал-майором Петром Ильичом Семеновым, человеком необычной судьбы. До войны Петр Семенов окончил артиллерийскую академию, учился на одном курсе с сыном Сталина Яковом Джугашвили, после войны встречался с сыном Якова. Рассказал он его сыну немногое. Учились в разных группах, виделись в курилке, у Якова обмундирование было получше, чем у остальных.
Петр Ильич Семенов участвовал в советско-финляндской войне. В начале Отечественной войны командовал противотанковым дивизионом 45-мм пушек, которые известны под эмоционально окрашенным названием «Прощай, Родина», а также – «палочка-выручалочка».
На Киевском направлении после одного часа боя с танками противника дивизиона не стало, но противник не прошел. Семенову тогда вручили орден Красной Звезды, который позже спасет его в роковую минуту.
Весной 1942 года майор Семенов находился в районе Барвенковского выступа (журналисты называют его также «котел», «капкан», «мешок»). Ему показалось, что наши войска наступают слишком быстро, как будто их куда-то заманивают. В результате он оказался без артиллерии в окопах вместе с пехотой. Траншеи были забросаны немецкими листовками. Тимошенко и Хрущев изображались бегущими с поля битвы. Далее шла приписка: «Не хвались, идучи на рать, хвались, идучи с рати» (кстати, военные ордена Хрущева: два ордена Суворова, орден Кутузова, орден Отечественной войны. Тимошенко, проявивший полководческий талант, награжден орденом Победы).
К переднему краю приблизился немецкий мотоцикл с коляской, по громкоговорителю на ломаном русском языке предложили сдаться.
Семенов схватил винтовку и выстрелил несколько раз по мотоциклу, который моментально исчез. Затем он собрал группу добровольцев и отправился на восток. Они переправились через реку Северский Донец, ставшую оборонительным рубежом. Тут их встретил заградительный отряд из пограничников в зеленых фуражках.
Разговор короткий: дезертирство, сдать документы и оружие. Семенов вспылил:
Я уже год на войне, за уничтожение танков противника у меня орден Красной Звезды на груди! А где ваши ордена, ребята?
Дальше был приказ № 227 («Ни шагу назад!») и бои на Сталинградском фронте с 19 ноября 1942 г.
Затем генерал-майор Петр Семенов был начальником артиллерийского училища в Одессе. В Москве работал в Главном артиллерийском управлении (ГАУ).
В начале 70-х годов прошлого века ему предлагали поехать военным советником в Египет, но не получилось. Жалел, что не знает иностранных языков.
После увольнения из армии возглавлял отдел гражданской обороны в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина. Рекомендовал молодежи посещать музей книги при библиотеке. Мне часто повторял: «История Барвенкова стучит в мое сердце». Барвенково – наша боль и память.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА
Семенов Петр Ильич – кадровый военный.
Во время Великой Отечественной войны с июля 1941-го по май 1945 года – командир 230-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (Южный фронт), старший помощник начальника оперативного отдела, начальник штаба отдельного Штаба артиллерии, начальник Штаба 5-й Гвардейской артиллерийской дивизии прорыва (Резерв Верховного главнокомандующего).
Участвовал в боях на Украине, в Донбассе, Сталинградской битве, на Западном, Ленинградском фронтах, на Карельском перешейке. Освобождал Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Ленина, Богдана Хмельницкого, Отечественной войны, орденом Венгерской Республики, 12 медалями, в том числе пятью медалями стран Варшавского договора.
Ветеран участвовал в следующих сражениях: освобождение Украины (Донбасса), Сталинградская битва, оборона Ленинграда, бои на Карельском перешейке, освобождение Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии.
Биография после войны. В Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ГБЛ) Семенов Петр Ильич работал с мая 1976-го по ноябрь 1982 года начальником штаба Гражданской обороны.
СТАРШИНА ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ (ЛЕГЕНДА ОБ ОТЦЕ)
Мой отец, Иван Антонович Исаенко, до войны служил в армии на Дальнем Востоке. Перед войной в Донбассе был бригадиром в колхозе. Когда началась война, немцы быстро подошли к Донбассу, началась эвакуация. Отец с другом Афанасием и группой молодых людей по предписанию направились на восток через реку Донец.
Афанасий отвечал за угоняемый скот. Они вместе с отцом переправились через Донец и направились к Миллерову в Сталинградском направлении.
Поскольку отец был военнообязанный, его тут же призвали в армию. Здесь они и расстались. Судьба Афанасия сложилась иначе. Он познакомился с шахтером, который формировал бригаду для отправки на трудовой фронт.
Афанасий отправился с шахтерами в Кузбасс, там он добывал уголь.
В 1946 году вернулся домой. Вот и все, что он рассказал мне, когда я был еще юношей.
Южнее Харькова в районе Барвенкова и Лозовой события в мае-июне 1942 года развивались трагически. Десятки тысяч наших военнослужащих попали в плен, их некуда было девать. Местное население помогло многим выбраться из плена, родственникам или знакомым можно было выкупить, выпросить или выменять военнопленного (как бы местный Красный Крест).
Молодая женщина из соседнего села ездила на лошади по делам за 100 км, в район Лозовой. Там она якобы видела раненого отца, он просил ее взять его хотя бы на одно колесо. Она не могла этого сделать, так как у нее были уже другие пассажиры. Думаю, что это всего лишь легенда.
Время было грозное, и женщина вернулась домой не скоро. Прошло много времени, прежде чем она передала эту новость дедушке.
Когда выпал снег, дедушка Антон снарядил лошадь и поехал в Барвенково и Лозовую. Однако лагеря военнопленных там уже не было.
Официальная версия в извещении, которое получила семья, была суровой: «Ваш муж, старшина, пропал без вести в декабре 1943 года. Погиб – не известно. Похоронен – не известно». Два с половиной года человек где-то находился, ушел в вечность, не указан ни фронт, ни часть. Даже не согласуется с определением: «Пропавший без вести, лицо, безвестное отсутствие которого удостоверено в установленном порядке – приказом об исключении из списков л/с части». Непонятно, почему в похоронке указан декабрь 1943 года и где два с половиной года находился человек. Наверно, к этому времени были составлены списки потерь, поэтому и появилась эта дата.
В БОЯХ ЗА ДОНБАСС
Вспоминается и Донбасская стратегическая операция. Возмездие наступило. Фронты Родиона Малиновского и Федора Толбухина осенью 1943 года освободили Донецкую землю от зла.
За отличие в боях более 40 соединений получили наименование Барвенковских, Лозовских, Краматорских и др. Однако заплачена большая цена, потери наших войск в операции составили 273 523 человека.
Вот уже в течение 10 лет землячество донбасцев в Москве 8 сентября ежегодно проводит встречу, посвященную освобождению Донецкой земли от захватчиков. Земляк Иосиф Кобзон всегда вдохновенно исполняет песни о Донбассе. Эти встречи будоражат память о прошлом, заставляют задуматься о настоящем и будущем.