Новый мини-скандал развернулся из-за нового сета чернокнижников в тематике Предвечных, который в эпохальной расцветке выглядит скорее как сет верховного жреца Алого Ордена. Некоторые игроки, включая популярных стримеров, высказались, что белый сет с острым капюшоном слишком напоминает одежду ККК. Были комментарии вроде этого:
"Не думаю, что при нынешнем политическом и культурном климате мудро добавлять в игру трансмог белого острого капюшона с огненными эффектами. Особенно учитывая, какие бывают дикие и жуткие ролевики-расисты. Да и вообще игроки-расисты. Не мудро."
Blizzard уже пообещали переделать капюшон:
"Мы вас услышали и согласны. Это был недочет, вызванный тем, что мы не рассмотрели данный комплект брони со всех сторон прежде, чем добавить его в первую тестовую сборку. Мы уже начали работу по исправлению этой брони, и вы увидите изменения в грядущей сборке Тестовых серверов "Конца Вечности"."
Сама по себе история незначительная, хотя и немного смешная. Пока Games Workshop выгоняют шваброй реальных неонацистов, Blizzard победила вымышленный капюшон ненависти. Но ладно-прохладно, как говорится. Пускай чуть-чуть поправят шлем. Ничего плохого в этом нет. Хотя на разработчиков успели неплохо наехать те люди, от которых они ждали поддержку, что печально.
Ситуация была немного странная, потому что разработчики ответили на твит с критикой от известной семейной пары стримеров Taliesin & Evitel, ведь там была наиболее спокойная формулировка критики. Но при этом они же популяризировали не самый справедливый взгляд на ситуацию: на их скриншоте есть только сам капюшон (без брони), причем со спины. В таком формате ассоциации появляются сами собой (особенно у американцев), но при полном взгляде на сет мне и в мыслях не приходила такая параллель, и в игре её было бы заметить еще сложнее, ведь камера в игре стоит не совсем позади персонажа, а еще и сверху.
Но вообще я сел за этот пост из-за более широких и грустных ассоциаций. Капюшон ККК основан на дизайне капирота, до сих пор используемого головного убора католических братств Испании, который бывает не только белого, но и синего, фиолетового, красного или зеленого цветов (похожий колпак есть и в Италии). Однако, прямой ассоциацией при виде остроконечного белого капюшона у большинства людей во всем мире все равно останется ККК. Стоит отметить, что у капирота довольно жутковатое происхождение: он восходит корнями к флагеллянтам и инквизиции. Правда, на родине это уже давным давно просто одежда для процессии покаяния в Страстную Неделю у религиозных братств.
Единственный способ избежать такой ассоциации при изображении капирота — это придание ему контекста. Например, у главного героя игры Blasphemous шлем в форме капирота, а поскольку игра пропитана атмосферой средневековья, испанского католицизма и архитектуры Севильи, никто не обвиняет её в изображении образа ККК. Игру вообще сделали испанцы.
Думаю, если, например, в Индии выпустят видеоигру с изображением буддистской свастики, аналогично придадут ей контекст визуальными отсылками на Азию и сделают должную стилизацию, то и такую вещь люди поймут. Ведь, действительно, в Азии этот символ существует сотни лет и до сих пор распространен, там он сохраняет изначальный аспект связи с религиозными учениями и считается знаком удачи.
Но оба символа были окончательно испачканы человеческими уродами, поэтому за пределами своих стран-истинных прародителей их нельзя воспринимать иначе без контекста. Увы, не всегда это получается даже с контекстом, поэтому индийские мигранты часто избегают родной символики, а в японских картах для туристов свастику сейчас убирают. Но все равно запрет таких символов, показанных без контекста в остальном мире — дело справедливое. Но также полезно просвещать людей об оригинальных символах, чтобы память о них не угасла, и они не превращались в табу. В любом случае, капюшон Предвечных не был капюшоном ККК, но что поделать. *)