Найти тему
Как там жить?

Как украсть/поменять/уничтожить наши ценности?

Сейчас Россия чтит свои российские ценности, но так было не всегда, конкретно с этими ценностями. А само понятие ценностей меняется со временем. Иногда мы даже этого не замечаем, потому что всё происходит достаточно плавно, иногда ловко, а порой и практически незаметно.

Я не рассматриваю падение Российской империи и то, что появилось на её руинах. Это самый яркий пример пересмотра ценностей для России. В общем-то, именно поэтому это всё называют революцией. Всё вывернули шиворот-навыворот, и вот – полетели купола с церквей, ещё вчерашние прихожане с энтузиазмом переоборудовали бывшие алтари в танцполы. И, кажется, что эта подмена ценностей прошла очень даже безболезненно, в отличие, скажем, от принятия нового видения православия старообрядцами, которые сжигали себя, отстаивая собственные ценности, ещё пару веков назад до этого. Тогда хотя бы вера была, просто модернизация её, а тут – уничтожение, и ничего страшного.

А что с нынешней Россией? К примеру, раньше мы весьма уважали международное право. А потом перестали. Решения ЕСПЧ могут исполняться, а могут не исполняться. Уважали международное право, пока это было выгодно, была такая ценность. Мы должны были показать себя не дикими коммунистами из прошлого, из той бывшей закрытой страны со своими порядками. А возродившейся европейской державой, готовой к диалогу.

Круговорот ценностей в одной картинке. Богатая история у России, конечно
Круговорот ценностей в одной картинке. Богатая история у России, конечно

Потом потребность в этой ценности пропала. В те времена нужно была поддержка Запада, а соответственно и западные ценности активно перенимались. Демократия, самоуправление, конституция. Всё по американским лекалам, как когда-то сказали перед голосованием за поправки в Конституцию.

Как состоялась эта подмена? По мере якобы укрепления России, её якобы роста в глазах западных партнёров. Говорят, вот раньше с Россией не считались, а теперь считаются. Теперь мы можем отказаться от тех западных лекал, теперь-то, наконец, свой, славянофильский путь. Идея этого особого пути, наверно, будет эксплуатироваться политиками ещё ни один век, но пока о другом, о том, как же подменить ценности?

Для примера мы возьмём ценности, эксплуатация которых, предположим, уже непригодна, которые надо бы заменить на другие или уничтожить. Как это было с церковью, православная культура безжалостно истреблялась, а потом снова неведомым образом появилась вновь. Вышла из подполья.

А что, если представить в нынешнее время уничтожение церкви? Сто лет назад такое было, никто глазом не моргнул практически, «Москва – Третий Рим» - про это даже не вспомнили. Наверно, большинство всплеснёт руками, как так? Вы что, - это вообще нонсенс, сделать так, чтобы церкви не было! У нас вообще-то права и так далее.

Но на самом деле, если бы сейчас государству потребовалось уничтожить церковь, мало бы нашлось среди нашего «православного» большинства тех, кто встал бы на её защиту. Не будем вдаваться в подробности, зачем такой шаг государству потребовался. Многое будет зависеть от повестки самого государства. И здесь главное правильно подать, как говорится.

Будет ли оказано должное сопротивление новым ценностям среди верующих?

Храмы наполняются, в основном, только на церковные праздники. Однако, жизнь христианина - это не путь от крещения через Рождество и Пасху к отпеванию, а несколько другая работа
Храмы наполняются, в основном, только на церковные праздники. Однако, жизнь христианина - это не путь от крещения через Рождество и Пасху к отпеванию, а несколько другая работа

Во-первых, большинство наших православных верующих лишь назывные верующие, которые в церкви нуждаются два раза в год или, от силы, раз пять за жизнь. Для чего вообще нужна церковь? Вряд ли большинство православных внятно ответят на этот вопрос, потому что они и не пользуются часто самим этим институтом. Почва, в принципе, готова.

Во-вторых, подмену ценностей нужно производить постепенно. И делать это "логично", как нечто само разумеющиеся. Как это сделать? Сначала, конечно, подкупить высшие эшелоны церкви, чего мы, разумеется, не заметим. А далее, уже от самой церкви должны последовать следующие заявления:

  • Что наполняемость храмов слишком низкая, число храмов не соответствует числу верующих
  • Что вы можете в этом сами убедиться, просто походив на службы, внутри храмов часто бывает пусто
  • Что никто не говорит пугающее слово «уничтожение», ведь это всего лишь «оптимизация» - слово, которое всегда выручает, когда кого-то в чём-то нужно чего-то лишить
  • Что пожертвования, которые идут на свечи, брызгание водой, бормотания, храм, ремонт храма и строительство новых зданий богоугодно было бы направить реально нуждающимся, онкобольным, например. Чем собирать смсками деньги рекламой несчастных больных детей на «Спасе», правда?
  • Что молитва вместе с действием – куда эффективнее, так давайте больше действовать, братья и сестры
  • Что, в конце-концов, можно "уйти в свою пустыню", последовав примеру Марии Египетской, и спастись без церкви. Мера уже отработанная в период пандемии, сам патриарх приводил этот пример, чтобы люди не заражали друг друга и не ходили в храмы

К сожалению, клубы уже не смогут органично вписаться в стены опустевших храмов, поэтому храмы следует объявить музеями истории русской православной церкви, с проводящимися службами. Музеи объяснят, почему церковь пошла на оптимизацию, ведь деньги тоже пойдут – куда надо, на помощь тем, кому она действительно нужна.

Казалось бы, как из этого можно сделать музей? Но нет, уже было такое, Музей истории религии и атеизма
Казалось бы, как из этого можно сделать музей? Но нет, уже было такое, Музей истории религии и атеизма

Но у города не будет большой нужды и в музеях РПЦ впоследствии. Зачем так много музеев? Поэтому далее необходимо уже провести оптимизацию музеев, а этот вопрос ещё проще, чем с церквями, объясняться уже не надо будет. Вот так за пару-тройку лет наши православные русские ценности сойдут на нет.

Как ценности изменили бы вы?