Chrysler Corporation - американская автомобилестроительная компания №3, входящая в состав "Большой детройтской тройки" наряду с General Motors и Ford. С момента основания корпорации в 1925 г. и до середины 70-х годов под маркой Chrysler производились только полноразмерные автомобили среднего ценового сегмента. Исключение составляла люксовая модель Imperial, которая в 1955 г. была выделена в самостоятельный бренд. До конца XX века корпорация сохраняла независимость, выпуская автомобили разных классов под марками Chrysler (с 1924), Dodge (с 1928), Plymouth (1928-2001), DeSoto (1928-60), Imperial (1955-83), Jeep (с 1987) и Eagle (1988-98). С 1964 по 1978 гг. она владела филиалом Chrysler Europe, в который входили фирмы Simca, Rootes Group и Barreiros Diesel. С 1987 по 1993 гг. - итальянской компанией Lamborghini. В 1987 г. Chrysler Corporation поглотила корпорацию American Motors. С 1998 по 2007 гг. Chrysler была частью концерна DaimlerChrysler, а с 2014 г. на 100% принадлежит концерну FIAT и входит в консорциум FIAT Chrysler Automobiles (FCA). В настоящее время FCA US LLC, североамериканское подразделение FIAT Chrysler Automobiles, продаёт свыше 2 млн. автомобилей в год, в т.ч. 500.000 легковых, и вместе с FIAT является 7-м по величине автопроизводителем в мире. Ему принадлежат марки Dodge, Jeep, Chrysler и Ram, спортивный отдел SRT (Street & Racing Technology) и тюнинговый отдел Mopar (MotorParts). В 2021 г. корпорации Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Peugeot-Citroen (PSA) объединились в транснациональный концерн Stellantis N.V.
В 1921 г. Уолтер Перси Крайслер выкупил фирму Maxwell Motor Company (поглотившую до этого Chalmers Motor, основанную в 1908 г.), которая находилась на грани банкротства. На её базе он решил создать собственную корпорацию, и для разработки новой машины нанял трёх бывших инженеров Studebaker: Фреда Зедера, Оуэна Скелтона и Карла Брира. В 1924 г. на бывшем заводе Chalmers на Джефферсон-авеню в Детройте поступил в производство Chrysler-Model B-70 - относительно недорогой автомобиль высшего класса, оснащённый рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 3294 см3 и мощностью 68 л.с. Модель имела самое передовое оборудование: гидравлические барабанные тормоза на всех колёсах, систему смазки под давлением, масляный и воздушный фильтры, алюминиевые поршни и др. За год Крайслер продал 32.000 экз. Model B-70. В 1925 г. он переименовал Maxwell Motor Co. в Chrysler Corporation, но продолжил выпускать автомобили под маркой Maxwell. К тому времени Chrysler уже занял 8-е место в списке американских автопроизводителей и обзавёлся 3.800 дилерами.
В 1926 г. Крайслер ликвидирует компанию Maxwell и включает её 4-х и 6-цилиндровые модели в линейку Chrysler. В этом же году он вводит люксовый автомобиль Chrysler-Imperial, чтобы конкурировать с Cadillac и Lincoln. Imperial оснащался 4,7 л 6-цилиндровым мотором мощностью 92 л.с. и был доступен как с заводскими кузовами, так и с эксклюзивными от Locke, Dietrich или LeBaron. Модель была одной из самых быстроходных на американском рынке, и даже выступала в 24-часовых гонках в Ле-Мане и Спа. В 1928 г. Chrysler Corporation покупает компанию Dodge Brothers и становится третьим по величине американским автопроизводителем после GM и Ford. Для выпуска дешёвых 4-х и 6-цилиндровых автомобилей Уолтер Крайслер создаёт новые бренды Plymouth и DeSoto, а в линейке Chrysler оставляет только три престижные 6-цилиндровые серии: 60, 70 и 80 Imperial, обозначенные в соответствии с максимальной скоростью в милях/ч. Таким образом, Крайслер по примеру президента GM Альфреда Слоуна построил свою "лестницу успеха", в которой каждый клиент по мере своего карьерного роста мог приобретать всё более дорогие машины разных марок. В условиях экономического кризиса продажи автомобилей начали падать, но Chrysler Corporation сохраняла лидерство в области технических инноваций, за что получила звание "инжиниринговой компании" Детройта. На втором поколении Chrysler-Imperial, введённом в 1931 г., были применены резиновые опоры двигателя Floating Power, изолирующие кузов от вибраций, рядный 8-цилиндровый мотор L-Head объёмом 6305 см3 и мощностью 125 л.с., карбюратор с нисходящим потоком и 4-ступенчатая механическая трансмиссия с понижающей передачей. Студия дизайна Art & Colour разработала для Imperial несколько стандартных типов кузова, которые изготавливались фирмой Briggs, но клиент мог заказать и специальный кузов в ателье LeBaron. Продажи серии Imperial в 1931-1933 гг. были низкими, несмотря на то, что стоили эти машины дешевле своих люксовых конкурентов. Параллельно были доступны и младшие модели: 8-цилиндровая Chrysler-CD и 6-цилиндровая Chrysler-CM, которые имели меньшую колёсную базу и двигатели меньшего объёма, но разделяли с Imperial всё его передовое оборудование.
В 1934 г. на автосалоне в Нью-Йорке представлен инновационный Chrysler-Airflow - первый американский автомобиль с полунесущим цельнометаллическим кузовом, спроектированным в соответствии с принципами аэродинамики. Он имел крышу фастбэк, V-образное лобовое стекло (на некоторых модификациях - цельное изогнутое), обтекаемые крылья, интегрированные фары и решётку радиатора "водопад". Airflow прошёл испытание в аэродинамической трубе, построенной по проекту пионера авиации Орвилла Райта. Airflow был доступен в трёх сериях (Airflow Eight, Imperial и Custom Imperial) с 8-цилиндровыми моторами разного объёма, и комплектовался 3-ступенчатой МКП с автоматическим овердрайвом. Кузова Sedan (4-дверный с шестью боковыми окнами), Town Sedan (4-дверный с четырьмя окнами), Brougham (2-дверный седан), Coupe и Limousine изготавливались фирмой Briggs Mfg. В 1934-36 гг. из-за Airflow корпорация Chrysler потерпела убытки, но сохранила свои позиции на рынке благодаря более традиционному стилю моделей Dodge и Plymouth, а также введённой в 1935 г. 6-цилиндровой серии Airstream с нижнеклапанным двигателем объёмом 4487 см3 и мощностью 93 л.с. В 1937 г. новая модель Imperial получила более типичный для своего времени кузов с длинным треугольным капотом, вертикальной решёткой радиатора, отдельно стоящими фарами и независимой передней подвеской на пружинах. Аналогичному рестайлингу подверглась и 6-цилиндровая серия Airstream, переименованная в Royal. 8-цилиндровый Airflow продержался ещё год, а затем был снят с производства.
В 1939 г. между моделями Imperial и Royal введены промежуточные серии: 6-цилиндровый Windsor и 8-цилиндровая Saratoga. Через год к ним присоединился более дорогой New Yorker, оснащённый рядным 8-цилиндровым мотором объёмом 4895 см3 (120 л.с.) или 5301 см3 (135 л.с.). Впоследствии New Yorker стал самой долгоживущей моделью Chrysler: он выпускался в 14-ти поколениях до 1996 г. В 1940-41 гг. корпорация заказала ателье LeBaron построить несколько уникальных аэродинамических автомобилей: пять фаэтонов Newport и пять кабриолетов со складывающейся жёсткой крышей Thunderbolt. В 1941 г. Newport выступал пейс-каром в гонке Индианаполис-500.
В Хайленд-парке построена новая инженерная лаборатория. На автомобилях Chrysler появляются защитное покрытие контактирующих металлических поверхностей Superfinish, самосмазывающиеся подшипники Oilite и 3-ступенчатая МКП с гидромуфтой Fluid Drive. На её основе была разработана полуавтоматическая трансмиссия Vacamatic, в которой водитель использовал педаль сцепления только для включения одного из трёх диапазонов (Low, High или Reverse) рычагом на рулевой колонке, а сами передачи переключались автоматически. В линейку Windsor включён новый кузов Town & Country Station Wagon - 4-дверный седан с металлической крышей фастбэк и сделанными из дерева дверями, крышкой багажника и задними угловыми панелями. Он имел салон с двумя или тремя рядами сидений. До начала войны было продано менее 2.000 таких машин. В 1942 г., проведя рестайлинг своих моделей, корпорация Chrysler останавливает выпуск легковых автомобилей и приступает к производству танков, пушек, военных грузовиков и авиационных двигателей. Chrysler становится восьмым по величине американским производителем военной техники.
В 1946 г. Chrysler возвращается на американский рынок с пятью довоенными моделями: Royal (3- или 5-местное купе, 2- или 4-дверный седан, лимузин), Windsor (3- или 5-местное купе, 2- или 4-дверный седан, лимузин, кабриолет), Saratoga (3- или 5-местное купе, 2- или 4-дверный седан), New Yorker (3- или 5-местное купе, 2- или 4-дверный седан, кабриолет) и Imperial Crown (лимузин). Первые две оснащаются рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 4106 см3 (114 л.с.), остальные - рядным 8-цилиндровым объёмом 5301 см3 (135 л.с.). От деревянного универсала компания отказалась, но представила отдельную серию Town & Country с кузовами седан и кабриолет, наполовину изготовленными из дерева. В 1947-48 гг. автомобили Chrysler оставались без изменений.
В 1949 г. произвели рестайлинг автомобилей. Названия остались без изменений, как и внутреннее оснащение, но их кузова стали трёхобъёмными, с интегрированными передними крыльями. Деревянная серия Town & Country теперь состояла из кабриолета и универсала. В 1950 г. в линейках New Yorker, Windsor и Town & Country появился 2-дверный кузов хардтоп под названием Newport. Imperial, доступный в виде седана или лимузина Crown, впервые в мире комплектуется дисковыми тормозами на всех колёсах производства Ausco-Lambert. Специалисты Chrysler были отправлены в Италию для оказания технической помощи компании Fiat. Там они наладили связи с кузовным ателье Ghia, которое нуждалось в контрактах с крупными автопроизводителями. В этом же году корпорация наняла дизайнера Вирджила Экснера, поручив ему разработку концепт-каров для демонстрации на выставках. За следующие 10 лет в процессе сотрудничества Экснера с фирмой Ghia были построены K-310 (1951), C-200 (1952), D'Elegance (1953), Norseman (1956) и др.
Airflow (1936), C300 (1955), 300E (1959), Turbine Car (1963)
Chrysler Corporation. Часть II
Chrysler Corporation. Часть III
#история автомобилей #автомобильная история #американские автомобили #автомобили из сша #chrysler