Найти тему
VICapital

Медвежий рынок — причины и характер его формирования

Оглавление

Легко быть в рынке, когда акции растут. Когда акции падают, задача может оказаться более сложной. При негативном настроении инвесторов, как правило, возникает каскадный эффект, когда динамика рынка становится отрицательной. Что может особенно беспокоить начинающих инвесторов, так это то, что нисходящая сила медвежьего рынка может быть такой же сильной, как и восходящий импульс бычьего рынка.

В этой статье мы дадим определение термина «медвежий рынок» и рассмотрим экономические характеристики, присущие этому циклу. Мы также рассмотрим психологию медвежьего рынка и то, как она влияет на поведение потребителей. Мы также рассмотрим, как инвестировать на медвежьем рынке и почему это важно делать.

Что такое медвежий рынок?

-2

Медвежий рынок определяется как рынок, который снижается на 20% или более в течение как минимум двух месяцев. Исторически медвежий рынок следует за бычьим рынком. В некоторых случаях, но не всегда, медвежий рынок является индикатором того, что экономика находится в состоянии рецессии.

Как правило, медвежий рынок определяется как падение цен на акции, однако он может иметь место в любом отдельном классе активов. По этой причине важно различать медвежий рынок и коррекцию. Коррекция происходит гораздо чаще, чем развитие медвежьего рынка.

Фактически, коррекции часто происходят в рамках бычьих рынков. Поскольку медвежий рынок характеризуется периодом времени не менее двух месяцев, неудивительно, что одной из характеристик, отличающих его от коррекции, является продолжительность.

Медвежьи рынки требуют выполнения определенных условий, бывает трудно с уверенностью сказать, что экономика находится в состоянии медвежьего рынка, пока он еще не начался.

Что представляет собой экономическая характеристика медвежьего рынка?

Медвежий рынок — это признак слабой и падающей экономики. Во время медвежьего рынка безработица растет, а валовой внутренний продукт (ВВП) обычно оценивается очень низкими показателями. Когда инвесторы начинают замечать рост безработицы и числа заявок на пособие по безработице или снижение ВВП, они рассматривают их как опережающие индикаторы, свидетельствующие о возможном приближении медвежьего рынка. Однако эти индикаторы не всегда исторически точны.

Некоторые сектора и акции могут демонстрировать положительную динамику даже во время медвежьего рынка. Поэтому инвесторы, подозревающие о приближении медвежьего рынка, будут смотреть на отчеты о доходах в поисках таких индикаторов, как компании, которые сообщают о снижении квартальной выручки и прибыли. Это обычно является сигналом для инвесторов продать или, по крайней мере, придержать имеющиеся у них акции. Кроме того, когда корпорации подозревают, что рынок скоро войдет в медвежий цикл, они будут менее склонны к выпуску первичных публичных размещений акций (IPO).

-3

Один из самых простых способов понять суть Медвежьего рынка — это экономический принцип спроса и предложения. Когда на определенный товар или услугу существует низкий спрос (т.е. небольшой круг покупателей), но в магазине имеется достаточное предложение, цена обычно снижается, чтобы побудить покупателей к покупке.

Как потребители, вы видите это, когда ходите за продуктами, например, на следующий день после Нового Года лучшее время для покупки подарков на следующий год. Когда предложение превышает спрос, цены будут снижаться до тех пор, пока спрос не сравняется с предложением.

Тот же принцип проявляется во время медвежьего рынка. Когда инвесторы начинают терять уверенность в рынке, они стремятся продать ценные бумаги, которые не показывают хороших результатов, и купить другие активы, такие как облигации, или даже вывести деньги наличными. Но те, кто хочет продать свои акции, сталкиваются с двумя проблемами: отсутствием покупателей и другими инвесторами, которые уже продают акции. Это приводит к снижению цены за акцию.

В результате продавцам приходится соглашаться на более низкую цену (а иногда и на убыток) на свои акции, чтобы выйти из имеющейся у них позиции. Однако рынки не всегда движутся в одном и том же направлении. Даже в разгар медвежьего рынка отдельные акции могут расти, более широкий рынок может расти, но в целом это всего лишь пауза, пока рынок пытается найти дно.

Психологическая составляющая медвежьего рынка

-4

Если основой психологии бычьего рынка является страх упустить выгоду, то психологию медвежьего рынка можно описать как страх потерпеть убытки. Многие инвесторы знают, что бычьи и медвежьи рынки — независимо от того, как долго они длятся — это временные явления. Если только инвестор не зарабатывает на жизнь трейдингом, в том, чтобы оставаться на рынке, есть своя логика. Но инвесторы по-разному относятся к риску, и когда рынок начинает падать, многие инвесторы уходят в безопасные менее рискованные активы, чтобы защитить свой портфель. Когда начинается распродажа, импульс нарастает по мере того, как все больше и больше инвесторов бегут из конкретного класса активов, что приводит к еще большему падению цен.

С другой стороны, психология также способна сыграть свою роль в том, почему медвежьи рынки, как правило, имеют меньшую продолжительность, чем бычьи. Когда медвежий рынок достигает своего дна, инвесторы — особенно институциональные инвесторы — начинают покупать акции, которые, по их мнению, недооценены. Это, в свою очередь, может послужить сигналом для розничных инвесторов, что настало время вернуться на рынок или снова покупать акции, если они еще держат свои активы.

Если другие фундаментальные и технические показатели совпадают, это может привести к росту акций, зачастую стремительному. Это одна из причин, почему практически за каждым медвежьим рынком сразу же следует бычий рынок.

Поведение покупателей на медвежьем рынке

Одной из определяющих черт медвежьего рынка является общее отсутствие доверия потребителей. Когда потребители боятся, что они могут потерять работу, или заработная плата может остаться на прежнем уровне либо вовсе снизиться из-за инфляции, они сокращают свои расходы. Некоторые секторы экономики страдают меньше (в конце концов, людям нужно есть, оплачивать коммунальные услуги и заправлять автомобиль), но это может негативно сказаться на более крупных покупках.

-5

Как правило, продажи недвижимости и автомобилей снижаются на медвежьем рынке, поскольку потребители, скорее всего, предпочтут остаться с имеющимся домом и автомобилем, а не искать что-то новое. С точки зрения компании, отсутствие потребительских расходов замедляет производство, что может означать сокращение рабочей силы, снижение доходов и прибыли. Когда компании сообщают о снижении доходов, у инвесторов меньше стимулов покупать их акции.

Как инвестировать на медвежьем рынке

Самое худшее, что может сделать инвестор во время медвежьего рынка, — это продать все. Дело в том, что для многих инвесторов, особенно для тех, у кого длинный инвестиционный горизонт, медвежьи рынки являются короткими по сравнению с бычьими. Это означает, что с течением времени рынок всегда достигал более высоких максимумов. Многие инвесторы регулярно пополняют инвестиционный счет непосредственно из своей зарплаты.

Несмотря на то, что во время медвежьего рынка может возникнуть соблазн уменьшить или вовсе прекратить отчисления, лучшим вариантом может быть сохранение существующих взносов. Когда цена акции или взаимного фонда падает, инвесторы получают возможность купить акции с большой скидкой. Однако это верно только в том случае, если вы имеете дело с акциями высокого качества. Как правило, именно эти акции первыми начнут отскакивать, когда инвесторы увидят, что они недооценены.

Даже на медвежьем рынке трудно долго держать хорошие акции в минусе.

Качественные компании, имеющие хорошие фундаментальные показатели, обязательно будут вознаграждены. Как инвестор, вы можете извлечь выгоду из медвежьего рынка, покупая акции этих компаний, как только они «подешевеют». Инвесторы, хорошо знакомые с торговлей опционами, могут установить целевую цену и стоп-опцион, что поможет вам зафиксировать прибыль, если акции снова начнут падать.

Как часто возникает медвежий рынок?

График S&P500 История с 1929 года
График S&P500 История с 1929 года

Если посмотреть на динамику S&P 500, то с 1926 года было восемь медвежьих рынков. В среднем они длились 4,1 года, а средний совокупный убыток составил -41%. Самый длинный медвежий рынок длился 2,8 года во время Великой депрессии. Самый короткий медвежий рынок длился всего три месяца и пришелся на 1980-е годы — время, которое обычно отмечается бурным ростом экономики (без учета спада COVID-19).

Как уже упоминалось ранее, для сравнения можно привести восемь медвежьих рынков и 11 бычьих за это время. Средний «бычий» рынок длился 9 лет с совокупной доходностью 476%. Разница между доходностью -41% и доходностью 476% иллюстрирует важность пребывания на рынке, даже когда ситуация становится нестабильной.

Стоит также повторить, что медвежий рынок не всегда приводит экономику к рецессии. По своей сути, медвежий рынок — это статистическое событие, основанное на фактах. Психология, стоящая за этой статистикой, может привести экономику к рецессии, но сами по себе аналитики рассматривают только техническое определение медвежьего рынка (т.е. снижение класса активов на 20% за период не менее двух месяцев), чтобы определить, когда медвежий рынок сформировался.

Подводя итоги по теме медвежьих рынков

Медвежий рынок может быть очень неприятным событием. Определяется понятие «медвежий рынок» как время, когда класс активов, обычно акции, снижается на 20% в течение не менее двух месяцев. Когда медвежий рынок достигает своего дна, покупательская активность резко снижается, поскольку инвесторы либо активно продают свои ценные бумаги, либо переводят деньги в другие активы, такие как облигации или наличные, которые обеспечивают хеджирование от снижения цен на акции.

Существуют экономические, психологические и потребительские индикаторы медвежьего рынка. В целом, экономика переживает период, когда ВВП снижается, а безработица растет. С психологической точки зрения, когда начинается распродажа, инвесторы, опасающиеся потерять прибыль, начинают продавать акции, что приводит к еще большему снижению цен на них. До и во время медвежьего рынка потребительская уверенность и покупательское поведение определенно консервативны.

К сожалению, потребительская уверенность — одна из последних вещей, которая приходит в норму после окончания медвежьего рынка.

У инвестора с низким уровнем риска может возникнуть соблазн «продать все», когда он увидит, что некоторые акции или фонды в его портфеле потеряли 20% или более своей стоимости. Однако, если учесть, что в истории бычьих рынков было больше, чем медвежьих, и что прибыль от бычьих рынков намного превосходит падение медвежьего рынка, более разумным вариантом действий будет сохранение покупательской активности. Однако вы должны быть уверены, что инвестируете в качественные акции. Медвежий рынок — не время для спекуляций.

Если статья была Вам интересна и Вы хотите знать больше, подписывайтесь на канал. Впереди ждут выхода новые публикации о финансовых рынках, и не только.

Больше о трейдинге и инвестициях читайте в блоге Записки Биржевого Спекулянта