Найти в Дзене
Муки Зву

Александр Вертинский: Рок-н-ролл и психоделия – вот что нашли Глеб Самойлов («Агата Кристи») и Александр Ф. Скляр («Ва-БанкЪ»)

Оглавление

Творчество «Агаты Кристи» с ее черной луной, вечной любовью и эстетикой декаданса всегда было близко к песням печального Пьеро, ариеткам бродячего артиста Вертинского. Ну а альбом «Опиум» так вообще, попал в самую точку, выразив свое отношение к психоделике начального этапа. Что ярко, познавательно и детально показал Первый канал в своем бессмертном творении – сериале «Вертинский». Глеб Самойлов и после распада культовой рок-группы (то ли из-за девушки, то ли из-за трактовки «Крымнаш») сохранил свою приверженность репертуару самого первого российского автора-исполнителя.

Продолжение -- Часть 5. Начало.

Vol.20 из серии «100 альбомов, изменивших мое музыкальное мировоззрение»
Vol.20 из серии «100 альбомов, изменивших мое музыкальное мировоззрение»

Вертинский духовно близок российским рок-н-рольщикам

В декабре 2005 московской публике был представлена совместная концертная программа-спектакль «Ракель Меллер – Прощальный Ужин» Александра Ф. Скляра («Ва-БанкЪ») и Глеба Самойлова («Агата Кристи») по песням Александра Вертинского. Известные рок-музыканты попытались исполнить песни легендарного шансонье в своей трактовке, видении из 2000-х годов лирических героев и сюжетов бессмертных песен.

Каждый из них, ранее признался в своей любви великому артисту, влиянии его творчества на формирование музыкального вкуса и образа русской эстрады. Александр Ф. Скляр уже делал первый подход к Вертинскому в дуэте с прекрасной Ириной Богушевской в альбоме «Бразильский Крейсер. Странные Песни А.Н. Вертинского» 2001 г. У Богушевской красивый голос с хрустальными грудными нотками, который отлично резонировал басистому Скляру.

Отличный получился альбом, где помимо песен Вертинского прозвучали и две собственные – #Ирина Богушевская «Бал» и #Александр Ф. Скляр «Письмо А.Н. Вертинского».

Александр Ф. Скляр: «Когда проходит первый молодёжный угар, а ты продолжаешь существовать в искусстве, наступает период некого взгляда назад. Возникает вопрос: а имеешь ли ты какое-то отношение к традиции, и если имеешь, то к какой? То, что Глеб по-своему, а я по-своему пытаемся определиться через Вертинского, – это закономерно. Это всё-таки самая необычная, самая глубокая, противоречивая и странная фигура русской песенной культуры 20 века. Откровенный аутсайдер…»

Глеб Самойлов: «Каждый, кто хочет петь на русском языке и думает на русском языке, – он же откуда-то всё это черпает… Вертинский пел совершенно мистические песни – тот же «Белый Пароходик» или «В синем и далёком океане»… Поверхностность некая, которая присутствует в романсовой культуре в принципе, сосуществовала у него с психоделичностью. Вертинский – отец русской психоделии… Пока все пели романсы, он пел совершенно странные стихи, причем свои тоже; то есть он первый автор-исполнитель, который появился в России».

Явление призрака певицы на мистический ужин

Центральным образом всего перфоманса стало явление мистического духа забытой певицы начала 20-го века Ракель Меллер, которой Александр Вертинский посвятил одну из своих позабытых песен.

Творческий порыв еще недавних рок-идолов был по-разному оценен публикой и критиками. Вот каким увидел премьерный показ в Санкт-Петербурге корреспондент Фонтанка.ру в своем материале с интригующим заголовком «Самойлов со Скляром угостили петербуржцев подгоревшим ужином»:

«Когда же вступил Глеб Самойлов, многие поняли, что рокеры взялись не за свое дело – голоса Самойлова, привыкшего к трагическим речитативам, не хватило, чтобы вытянуть декадентскую частушку Вертинского. Кто-то потянулся к выходу, кто-то спал на плече у соседа, кто-то старательно слушал, пытаясь вникнуть в суть происходящего. Давно ставший легендой российской рок-музыки участник группы «Агата Кристи» выглядел в этот вечер совершенно неестественно. Скованные движения бедрами, видимо, призванные привлечь внимание юных зрительниц, и без того сгоравших от восторга, традиционная «агатовская» готично-трагическая манера исполнения и неудачные попытки исполнить партии Вертинского «добили» добрую часть зрителей, и конца представления дождались далеко не все. Уходили в этот вечер даже ярые фанаты из VIP-лож».

Я посмотрел концерт и для себя отметил прекрасные вокальные возможности Александр Ф. Скляра на бледном фоне Глеба Самойлова, которому не хватает брутальной экспрессии своего партнера. Он больше похож на измученного декадентским сознанием и кокаиновой ломкой вампира, вытащенного на свет божий. Хороши музыканты, задействованные в проекте: аккомпаниатор за роялем Александр Белоносов (известный по работе в сольных проектах Александра Ф. Скляра и в «Ва-Банке»), классический «Романтик-Квартет», оперная певица Алеся Маньковская из проекта «Опера-механика», по совместительству играющая в театре «Et Cetera»…

Фильм «Морфий» Алексея Балабанова 2008 г.
Фильм «Морфий» Алексея Балабанова 2008 г.

«Кокаинетка» или почем «Морфий» Алексея Балабанова для народа

Отлично передал атмосферу российского макабра предреволюционных времен #фильм «Морфий» 2008 г. от гения российского кино Алексея Балабанова. Снятый по ранним рассказам Михаила Булгакова в талантливом переводе на балабановский киноязык «Морфий» превратился в лютую опиумную сказку. Знаете, как в оригинале звучат сказки братьев Гримм – кроваво, жутко, пессимистично, со смакованием натуралистичных деталей. Так и здесь, гибнущая Россия в зеркале трагедии русского народа, и как лейтмотив – депрессивная «Кокаинетка» Вертинского.

Из мемуаров А. Вертинского: «Продавался кокаин сперва открыто в аптеках, в запечатанных коричневых бочонках, по одному грамму. Самый лучший, немецкой фирмы «Марк» стоил полтинник грамм. Потом его запретили продавать без рецепта, и доставать его становилось все труднее и труднее. Его уже продавали «с рук» – нечистый, пополам с зубным порошком, и стоил он в десять раз дороже… Короче говоря, кокаин был проклятием нашей молодости. Им увлекались многие».

В сериале «Вертинский» нам показали, что авторство этой песни принадлежит другому человеку (приписывают В. Агапову), но на самом деле стилистика «Коканетки» и семейные мотивы (в 1915 г. умерла его сестра Надя от передозировки кокаином) подтверждают авторство Александра Николаевича. Впервые он ее исполнил в 1916 г. в Москве, и она стала безумно популярной, особенно в среде продвинутой молодежи, обожавшей модного тогда Вертинского.

Здесь «Кокаинетка» был спета Татьяной Кабановой под ускоренный звук расстроенного пианино – и получилось великолепно! Посмотрите ее оригинальный видеоклип и оцените.

Александр Ф. Скляр не успокоился, и взошло «Русское Солнце»

Наверно, неугомонный лидер российской рок-группы «Ва-БанкЪ» не был полностью удовлетворен предыдущими совместными работами с песнями Александра Вертинского, раз решился на свой сольный альбом «Александр Вертинский. Русское Солнце», выпущенный в 2012 г. к 120-летнему юбилею великого артиста. «Русский характер, певец и воин, человек-миф, Альфа и Омега», – считает Александр Ф. Скляр.

Скляр исполняет песни Вертинского со сцены уже 12 лет: «Шаг за шагом я погружался в стихию Вертинского, осваивал его Вселенную, вырабатывал свою собственную интонацию, не похожую ни на самого Мастера, ни на всех его многочисленных интерпретаторов».

Релиз альбома «Русское Солнце» выпустила компания «Союз Мьюзик». Запись альбома проходила в Прокофьевском зале Всероссийского Музейного Объединения Музыкальной Культуры имени М.И.Глинки в Москве в апреле и мае 2012 года. В записи принимала участие дочь Александра Вертинского Анастасия, известная актриса советского кино. Она читает стихи своего отца «Осень (Последний концерт)» и «Я всегда был за тех…».

Таким образом Александр Ф. Скляр уже в 3-й раз обращается к творчеству великого шансонье. «Конечно, собственное исполнение Мастера навсегда останется недосягаемой вершиной, – убежден Скляр, – но ведь настоящая песня надолго переживает своего создателя. И вот уже новый артист дерзает устремиться вверх, он ведет за собой нового слушателя и по-новому раскрывает знаки и смыслы, сокрытые в этих глубоких, пронзительных песнях, созданных русским гением. Русское Солнце не может погаснуть в нашей душе!»

Окончание следует. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы #культура #музыка  #кино на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.