Происходящее на нашем авторынке сегодня напоминает безумную инфляционную гонку середины 1990-х годов. Цены на новые автомобили растут словно на «дрожжах» и конца и края этому процессу не видно.
Дилеры переписывают ценники чуть-ли не еженедельно, а на редки автомобили в наличии навешивают кучи дополнительного оборудования стоимостью в сотни тысяч рублей. Таким запомнится рынок новых автомобилей в 2021 году.
И всё это «безобразие» началось около года назад, когда из-за повсеместной остановки производств в Юго-Восточной Азии, а затем и нарастающих как «снежный ком» разрывов логистических цепочек, у всех автопроизводителей в мире начались перебои с поставкой электронных компонент на свои производства.
И если в начале этого года рост цен на новые автомобили был заметен только у японских и корейских автогигантов, к весне уже проблемы докатились до европейских автопроизводителей, а к лету под удар попал даже АвтоВАЗ, у которого не такой уж и большой объем электронных компонент в автомобилях.
Некоторое время назад я делал репортаж с нескольких крупных стоянок – складов в Подмосковье, где еще год-полтора назад можно было наблюдать многие десятки тысяч новеньких автомобилей разных марок под открытым небом: Renault, Nissan, Mitsubishi, BMW, Audi, VW и многих других, которые ждали своей очереди быть погруженными на «автовозы» и в товарные вагоны-сетки для доставки к многочисленным дилерам по всей стране.
Но весной этого года площадки опустели и на этих площадках с трудом насчитывалось уже несколько тысяч новеньких иномарок и полупустые автовозы.
Недавно я побывал в Тольятти проездом и посмотрел, что сейчас происходит на складе готовой продукции АвтоВАЗа, где хранятся еще не отгруженные дилерам Renault Logan и Sandero. Напомню, что в Тольятти уже не один год выпускаются несколько бюджетных моделей Рено на общей платформе с LADA. В Москве же пока еще производят более дорогие Арканы, Каптюры и Дастеры.
Заводская парковка Рено в Тольятти в лучшие времена была заполнена на 80-90%, а сейчас от силы на 5-10%. Пока я стоял и пил чай, наблюдал как редкие автовозы быстро загружали остатки машин и удалялись в неизвестном направлении.
Только в ноябре АвтоВАЗ почти полностью останавливал выпуск машин почти всех Lada и Renault на две недели и единственной моделью, которая продолжала сходить с конвейера была Vesta.
Стоит ли удивляться, что сейчас даже Lada Niva Classic продается по 1,1 млн. рублей, Lada Vesta Sport за 1,2 млн. рублей, а какой-нибудь Renault Sandero за 900 тысяч рублей?
И такая ситуация не только в нашей стране, но и по всему миру. Когда же ожидать нормализации истории? Сложно сказать, но производители осторожно заявляют о том, что до 2023 года ситуация навряд ли изменится.