Коран призывает думать и размышлять
В Священном Коране верующие прямым призывом или же косвенным повествованием постоянно призываемы Господом миров к тому, чтобы думать, активизировать мозговую деятельность, всесторонне анализировать происходящее, размышлять… Многие аяты, особенно те, что повествуют о законах и закономерностях земной жизни, а также об опасностях, которые могут ожидать человека в вечности, завершаются призывом к размышлению, глубокому размышлению и анализу.
Например, взгляните на следующие аяты.
«А ведь призадумываются лишь обладатели разума [те, кто научились пользоваться своим рассудком]» (см. Св. Коран, 2:269).
*
«Истинно, в сотворении небес и Земли; в смене ночи и дня [и в том, что ночь не похожа на день]; в кораблях, плывущих по морю [или бороздящих космическое пространство] с тем, чтобы принести пользу людям; в воде, которую Всевышний низвел с неба и оживил ею землю, а до того она была мертва, и рассеял по ней (земле) все виды животных; в смене ветров [в том, что они движутся в разных направлениях и имеют разную температуру]; и в том, что покорные Творцу облака и тучи находятся между небом и Землею [без какой-либо опоры], — во всем этом знамения [указывающие на существование Господа миров] для людей разумных [для тех, кто умеет размышлять, думать, анализировать, то есть развивает свой разум, интеллект]» (Св. Коран, 2:164).
*
«…И знайте, что наилучшей провизией является набожность [воспитанность человека, его поведение, духовность, соответствие дел и поступков Божьему слову. Человек, обладающий этими чертами, качествами, нигде (с благословения Всевышнего) не пропадет]. Обладатели разума! (О думающие и размышляющие!) Будьте набожны [верны, правильны в устремлениях, поступках] предо Мною [призывает Господь миров, Творец всего и вся]» (см. Св. Коран, 2:197).
*
«[Представьте, что] у одного из вас имеется [цветущий] сад с финиковыми рощами и виноградными лозами, вдоль которых текут реки. Сад [радует глаз красотой и] дает обильный урожай различных плодов [но при этом хозяин скуп]. И вот [вложив в это чудо всю свою душу и силы, холя[1] и лелея его, хозяин] состарился, а дети еще малы [чтобы продолжить дело отца; слабы, беззащитны], и [вдруг] налетает на сад ураган, подобный огню, сметающему все на своем пути… [Страшно представить?! Но] подобным образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для вас знамения [в том числе показывая вам, сколь изменчива жизнь], будьте же разумеющими [теми, кто сначала думает, как можно шире смотря на происходящее, прогнозируя последствия, а потом уже делает]» (Св. Коран, 2:266).
*
«Поистине, в творении небес и Земли [которые волею Аллаха (Бога, Господа) появились из ничего и без изначального образца и примера], в том, что ночь сменяется днем [кстати, изучая этот сложнейший процесс, только глупец может не удивиться совершенству механизма смены дня и ночи], есть знамения [указывающие на существование Творца всего этого, но заметны и очевидны они только] для обладающих разумом» (Св. Коран, 3:190).
*
«В повествованиях [о пророках и посланниках Божьих], несомненно, есть полезный урок (назидание; смысл) для людей разумеющих. Эта история [как и все остальные коранические повествования] не миф, не вымысел, а (1) подтверждение истинности того, что было ранее [то есть того, что осталось еще без человеческого вмешательства в ранее ниспосланных Богом Священных Писаниях; в продолжение их, уже в чем-то потерявших свой первоначальный вид], (2) разъяснение всего [что будет полезно людям до Конца Света], (3) верный путь [для тех, кто старается его найти] и (4) милость [Божья] для верующих [ведь без ключа под названием «вера» в мирской обители многое так и останется закрытым]» (Св. Коран, 12:111).
*
«Разве ты [человек] не видишь, как Аллах (Бог, Господь) низводит с неба воду и ведет ее источниками по земле (в земле). После Он [посредством установленных Им на земле законов] выводит ею [принявшей форму подземных вод или водных источников] разноцветные (разных видов) растения [хотя сама она бесцветна]. [Заметь, о человек, что вода не пропала в раскаленных недрах Земли, а все так же близка в безвозмездном служении тебе!] Затем они (растения) проходят этап бурного [развития], и ты видишь их [уже] пожелтевшими. Через некоторое время Господь [посредством установленных Им на земле законов] превращает это в остатки [в нечто мертвое, безжизненное]. Поистине, в этом — напоминание (наставление, назидание) для обладателей разума. [Посредством ассоциативного мышления благоразумные призадумаются над течением жизни не только растений, но и своей собственной, что сможет мотивировать их к большей дисциплине в важном и нужном]» (Св. Коран, 39:21).
*
«Он [Господь миров] низвел тебе Книгу [Священный Коран], в которой есть аяты (строки) ясные и понятные, они составляют основу Книги, а есть неясные (непонятные). Те, в чьих сердцах болезнь (отклонение) [удаленность от золотой середины], следуют за тем, что неясно (сложно, сомнительно) [при этом стараясь дать свою личную трактовку]. Их цель — посеять смуту и истолковать строки Корана в свою пользу. А полный и истинный смысл этого [этой немногочисленной части аятов] известен лишь Творцу.
Люди знающие (ученые мужи, сведущие в науке) говорят: «Мы уверовали в это [нет смысла в полемике, спорах и изощренных толкованиях на этот счет], все [весь Священный Коран от первой буквы и до последней] от нашего Господа». Внемлют этому лишь рассудительные люди (обладатели разума)» (Св. Коран, 3:7).
*
«Разве можно сравнить того, кто поверил в правдивость ниспосланного тебе от Господа (кто понял это, осознал), с тем, кто слеп [сердцем, душою, разумом]?! Анализируют [вовремя вспоминают о важном и нужном] обладатели разума [они им управляют и руководят, придавая жизни смысл и последовательность, а не используют интеллект в оправдание безбожия, язычества либо грехов; кстати, умелое управление разумом помогает им не впадать в зависимость от слабостей или эмоций]» (Св. Коран, 13:19).
*
«Это — оповещение людей (информирование их), чтобы извлекли для себя соответствующую практическую пользу (были осторожны и предусмотрительны). Чтобы знали и помнили — Бог Один. А также для того, чтобы умным (благоразумным) было над чем подумать (призадуматься)» (Св. Коран, 14:52).
*
«Книга, ниспосланная Нами тебе [Мухаммад, как заключительному Божьему посланнику] полна Божественной благодати (благословенна), дабы люди размышляли над ее знамениями (вчитывались, вдумывались) [в смыслы строк этой Священной Книги]. [Она полна Божественной благодати, мудрости] дабы черпали из нее наставления те, кто владеет разумом[2] [много и разного читая, заучивая, стараясь понять прочитанное и почувствовать отклик в душе; кто владеет разумом, изучая разные культуры и языки[3], пробивая новые нейронные пути[4], чтобы со всех сторон наблюдать красоту и величие коранических смыслов, да и жизни в целом, дабы мудро наставлять себя, стать живым примером для других[5] и изменяться в лучшую сторону до самой смерти[6]]»[7] (Св. Коран, 38:29).
*
«Разве тот, кто поклоняется (проявляет покорность пред Богом) в часы ночи, падая ниц и выстаивая [совершая обязательную или дополнительную молитву-намаз], остерегаясь [того, что может ожидать его в] вечности и надеясь на милость Господа своего, [равен тому, кто обожествляет нечто, помимо Бога?! Они — совершенно разные люди].
Спроси [Мухаммад, у людей]: «Разве равны те, кто знает [обладает знаниями, навыками, приобретая их кропотливым трудом и совершенствуясь], тем, кто не знает [не утруждает себя интеллектуальным трудом, а потому постепенно деградирует[8]]?! Анализируют (задумываются) [вовремя вспоминают о важном и нужном] именно обладатели разума [они им управляют и руководят, придавая жизни смысл и последовательность, а не используют его в оправдание безбожия либо грехов. Кстати, умелое управление разумом помогает им не впадать в зависимость от развратного, греховного, преступного]» (Св. Коран, 39:9).
*
«[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь)[9] [находится в постоянном поиске мудрости[10], наставления, назидания] и следует лучшему[11] [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).
*
«Подобным образом Аллах (Бог, Господь) разъясняет вам Свои знамения, будьте же благоразумны» (Св. Коран, 2:242).
*
«Скажи [о Мухаммад]: «Придите (послушайте) [и сравните с тем, что вы, безосновательно предполагая или придумывая, делаете для себя запретным], я расскажу о том, что [на самом деле] запретил вам Аллах (Бог, Господь):
— приписывание Ему сотоварища (многобожие, язычество), вознесение чего-либо на Его Божественный уровень [ведь Творец всего и вся Один, Он — трансцендентен];
— грубое обращение с родителями (вы обязаны относиться к родителям своим лишь благородно и уважительно);
— убийство детей [как и прерывание беременности] из-за страха перед бедностью («не убивайте своих детей, боясь бедности и нищеты! Мы накормим и вас, и их»);
— приближение к совершению скверного, развратного («не приближайтесь к различным непристойным поступкам и формам разврата, как явным из них, так и завуалированным (скрытым)!»);
— убийство обладателя души [то есть человека] («и не убивайте душу, которая свята пред Аллахом (пред Богом), кроме как имея на то право [например, палач, выполняющий вынесенный официальным судом вердикт о смертной казни; воин на поле битвы]»).
Все это завещает вам Всевышний, возможно, вы уразумеете. [Будьте же благоразумны в своих делах и поступках, не переступайте границ запретного, пытаясь открыть новые горизонты дозволенного! Не придумывайте себе разные запреты, которые не имеют пред Аллахом (пред Богом) какого-либо смысла]» (Св. Коран, 6:151).
*
«Поистине, Мы [говорит Господь миров] низвели его [заключительное Священное Писание] Книгой арабской [на арабском языке], так примените же разум [стараясь через благоразумие и умственные усилия выводить себя из плена эмоций, навязанных кем-то стереотипов или информационного негатива. Думайте, разумейте, созидайте!]» (Св. Коран, 12:2).
*
«Он тот, Кто сотворил вас [ваших прародителей] из земли, потом [всех остальных] — из [капли] семени, затем из сгустка крови. Затем [после полного формирования] выводит [каждого из материнского чрева сформировавшимся] младенцем. Затем [предоставляет вам все необходимое], чтобы вы [росли и] достигали зрелости [физической, духовной и интеллектуальной], а после становились пожилыми людьми [начинали постепенно стареть]. Кто-то из вас умирает до этого [то есть, например, до появления на белый свет или в детстве, юности, зрелости]. [Все это] дабы достигли вы установленного [Свыше] срока [своего земного пребывания] и дабы уразумели [сделали для себя полезные выводы, вводя в повседневную практику хорошее, имеющее продолжение в вечности и выводя все злое, скверное]» (Св. Коран, 40:67).
*
«Знайте, что Аллах (Бог, Господь) дает жизнь земле после того, как она была мертвой [без каких-либо растений на ее поверхности]. Мы [продолжает Господь миров] раскрыли для вас знамения [указывающие на существование Творца и доказывающие наличие жизни после смерти, а также дающие надежду на то, что даже мертвые, окаменевшие сердца Творец может преобразить, оживить, смягчить]. Возможно, вы уразумеете [приостановитесь и задумаетесь над происходящим вокруг более масштабно и детально, заставите себя думать более глубоко, и это поможет вашему сердцу уверовать. Сделайте шаги на пути веры, благочестия, и вы начнете оживать, снова научитесь вдыхать полной грудью красоту жизни, как это было в детстве]» (Св. Коран, 57:17).
*
«А ведь он [Сатана и его приспешники] сбили с верного пути столь многих из вас [людей]! Разве вы не разумели [не задумывались над тем, к чему все это зло и преступления, а также ваша безбожность и язычество приведут, чем это в итоге для вас же самих закончится]?!» (Св. Коран, 36:62).
***
Надеюсь, вы внимательно прочитали все приведенные выше аяты, призадумались. Трезво оценивая происходящее вокруг, можно констатировать, что очень часто люди не слышат Божьего призыва и четких коранических повествований о важности разумения, они просто слепо веруют и не более того. Именно из-за этого порой люди, приписывающие себя к той или иной религии, легко попадают под влияние соблазнительного и деструктивного (преступные группировки, обещающие легкую наживу и «жизнь без особого напряжения»; курение, употребление спиртного или наркотиков, совершение прелюбодеяния — и все это в том случае, когда окружающая обстановка способствует этому или активно, убедительно пропагандирует), а также — оказываются в различного рода сектах, внушающих безоговорочную избранность своих последователей и неприязнь, ненависть ко всем остальным.
Относительно слепого верования приведу три аята, заставляющие задуматься и открыть глаза:
«Скажи: «Разве одинаковы слепой и зрячий?! Почему бы вам не призадуматься?» (см. Св. Коран, 6:50).
*
«Не одинаковы слепой и зрячий [разница между ними огромна. То же касается невежды и грамотного, умудренного жизнью человека]» (Св. Коран, 35:19).
*
«[Поймите, наконец] слепой и зрячий не одинаковы[12]. Уверовавшие, совершающие благодеяния никак не схожи с творящим зло[13]. Вы мало (редко) призадумываетесь [а потому зло временами в жизни отдельного человека либо общества в целом начинает активно расти и расцветать во всей «красе»]» (Св. Коран, 40:58).
В контексте коранического призыва к разумению давайте обратимся к такому бесценному дару Творца, как человеческий мозг. Ведь дабы разуметь, высокоинтеллектуально думать и размышлять[14], следует знать, как работает тот орган, посредством которого мы мыслим.
«Наш мозг работает постоянно (24 часа в сутки), но большинство людей даже не задумываются над тем, как устроено их мышление, нескончаемый мыслительный процесс»[15].
«Мозг человека содержит 1,1 триллиона клеток, включая 100 миллиардов нейронов. Каждый нейрон связан с другими примерно через 5000 контактов в среднем — через так называемые синапсы. Типичный нейрон активизируется от 5 до 50 раз в секунду»[16].
«Мозг — основной мотор и организатор психики. Он работает так много, что забирает 20–25% получаемых нашим организмом глюкозы и кислорода, хотя его масса составляет только 2% от массы нашего тела. Мозг постоянно работает и тратит почти одно и то же количество энергии, когда вы спите и когда вы напряженно думаете. <…> Число возможных комбинаций импульсов от 100 млрд нейронов равно 10 в миллионной степени, то есть единица с миллионом нолей!»[17]
«Он [Творец всего сущего] дал вам все, о чем вы Его просили. Дары и блага, предоставленные вам, бессчетны[18] (если захотите посчитать их, то сделать этого не сможете) [не хватит сил, и нет таких чисел]! [Однако же, несмотря на все это] человек, воистину, крайне неблагодарен и упорен в грехе [в том числе в грехе безделья, лени и бесцельного, бессмысленного прожигания свой жизни]» (Св. Коран, 14:34).
Кстати, «на сегодняшний день существует достаточно хорошо работающая гипотеза, что психика человека непосредственно связана с мозгом. Это значит, что пробуждение души связано с пробуждением мозга»[19].
Подробнее о строении и работе мозга вы можете прочитать в одной из современных книг по нейробиологии или нейропсихологии[20].
Виды мышления
А теперь, что крайне актуально в наше изобилующее низкосортной информацией время, рассмотрим четыре уровня мышления.
Проживая свои земные годы, мы, люди, можем как подниматься по этим уровням, так и опускаться. Надеюсь, что вас, как и меня, больше привлекает первое — подниматься, расширяя горизонты мысли, что благостно влияет на наши чувства, эмоции, поступки, действия[21].
По взглядам на окружающий мир, анализу происходящего и по широте мыслительного горизонта людей можно разделить на следующие четыре группы.
Симплементарное мышление
«Симплементарные мыслители — люди, которые из-за страха и невежества стремятся к простым ответам, простому мировоззрению, простым объяснениям, простым мнениям и простым решениям. Они могут быть суеверными, склонными к «магическому» мышлению, ультрарелигиозными и враждебными по отношению к тем, кто не похож на них, кто не ходит, не разговаривает и не думает, как они. Их тянет к властным лидерам, которые обещают им решения их жизненных проблем, не обременяя их серое вещество. В примитивных обществах люди с симплементарным мышлением безоговорочно следуют древним верованиям и мифам, полагаются на традиции и ритуалы, чтобы избавиться от своего экзистенционального страха[22], изгоняют или даже убивают тех, кто не разделяет их верований и ценностей. В так называемых развитых обществах они стремятся навязать свое мировоззрение или свои религиозные убеждения другим, будучи абсолютно убежденными в собственной правоте. Их враждебность, как правило, рождается из скрытого, подавляемого страха, страха обнаружить, что может быть множество объяснений реальности и что их личный мир может рухнуть, если они начнут задумываться над сложными вариантами и возможностями. Ими легко манипулируют демагоги, призывая к патриотизму или религиозной нетерпимости. Они хотят знать, что хорошо, а что плохо, кто прав, а кто неправ, на кого надо полагаться, а кого надо ненавидеть»[23].
«Большинство людей — по собственной воле или из трусости — так и не выходят из симплементарной стадии. Они смотрят на мир через одно-единственное окно»[24].
О подобных людях в Коране сказано:
«Воистину, тех, кто отрицает знамения Аллаха (Бога, Господа), кто убивал пророков, не имея на то никакого права [а такие случаи, к сожалению, были в истории], и кто убивает людей, призывающих к справедливости, тех «обрадуй» болезненным наказанием [рано или поздно Божья кара настигнет их]» (Св. Коран, 3:21).
*
«Их [за такую неблагодарность] постигло унижение, нищета и гнев Аллаха (Бога, Господа). Это за то, что они не воспринимали знамения Творца [не включали свои мозговые центры, не напрягали свой ум в познании истины, хотя воочию видели чудеса Моисея] и убивали пророков, не имея на то права. Это — за их грехи и за переход границ дозволенного» (Св. Коран, 2:61).
*
«Где бы они ни оказались, их постигнет унижение, если не будут держаться за Аллаха (за Бога, Господа) [Его милость и благословение] и заключать [соответствующие] соглашения с людьми [живя с представителями иных культур и верований в мире и оказывая взаимную поддержку]. Настигнет их гнев Божий, и окажутся они в бедственном положении. Все это за то, что не верили в знамения Бога и убивали пророков, не имея на то никакого права. [Посягательство на жизнь пророков имело место в те прежние периоды, времена Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, а вот сегодня не менее ненавистным Творцу может являться разрушение и уничтожение того, что свято пред Ним. Как и в те далекие времена, когда посягали на жизнь посланников Божьих, так и сегодня встречается немало отдельных личностей, радикальных сект и политических режимов, для которых нет ничего святого. Рано или поздно их постигнет та же участь.] Это [участь униженных и бедствующих] за их грехи и переход границ [дозволенного]» (Св. Коран, 3:112).
В этих аятах говорится о тех, кто фанатично следовал своим или навязанным, в том числе религиозным, убеждениям и не желал воспринимать умом призыв очередного пророка или посланника Творца. Эти люди были убежденными в своем представлении веры, но так как настоящая вера не вошла в их сердца и не озарила умы[25], они легко совершали преступления в угоду собственному эго, даже посягая на жизни пророков и посланников.
По-настоящему верующий (уверовавший умом и сердцем) не может и не должен находиться на этом уровне, он (этот уровень) опасен как для его земной, так и вечной перспектив.
Вспомним, например, предостережение пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он согласился с ее основными постулатами и хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком многое на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]»[26].
Также заключительный Божий посланник подчеркивал: «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным»[27].
«Поистине, Господь твой лучше кого бы то ни было знает тех, которые сошли с Его пути, и лучше кого бы то ни было знает тех, которые идут прямой стезей [а потому не обвиняйте и не оскорбляйте других, а работайте над собою, пока есть такая возможность, есть силы и время]» (Св. Коран, 68:7).
Дуплексное мышление
«Дуплексные мыслители — люди, которым присуща некоторая социальная мудрость, но их умственное развитие остановилось на уровне двузначного мышления. Люди c дуплексным мышлением склонны к простым противопоставлениям: правильно или неправильно, хорошо или плохо, нормально или ненормально, нравственно или безнравственно, успех или неудача, либерализм или консерватизм, друг или враг, мы или они, с нами или против нас. Общественное образование не всегда помогает излечиться от этого расстройства, вероятно, из-за того же страха, который руководит людьми с симплементарным мышлением. Люди с дуплексным мышлением любят произносить со знанием дела: «Что же, у всего есть две стороны», не понимая, что «сторон» может быть много. Дуплексное мышление при представлении информации — неизлечимая болезнь многих журналистов, которая заставляет их формулировать практически все политические проблемы в виде конфликтов между двумя противоборствующими сторонами»[28].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]»[29]. То есть процесс поддержания на определенном уровне собственной мозговой активности и повышение этого уровня — очень важная составляющая практики веры и серьезное преимущество человека перед остальной частью общества. Это не просто, но очень важно как в земной перспективе, так и в вечной. Подчеркну, что речь не об отдельно сданном экзамене или полученном дипломе, а об интеллектуальном труде длиною в жизнь, когда при этом мы не теряем веру, а приумножаем ее, открывая для себя новые ее грани.
Есть люди, которые старательно соблюдают всю ритуальную часть, вовремя совершая молитвы, держа пост, выплачивая закят, но на этом их вера заканчивается[30] — они видят мир в черно-белых тонах, в нем есть только свои и чужие. Мир для них двузначен и без вариантов. Плохо это или хорошо, каждому самому решать, но аяты и хадисы призывают к большему, о чем мы с вами узнаем дальше.
Полиментарное мышление
«Полиментарные мыслители — люди с высокой терпимостью — и даже предпочтением — к неопределенности и сложности. Они считают, что у каждой проблемы есть не одно правильное решение[31]. Они думают, реагируют и выражают свои идеи с уважением к правам других участников обсуждения[32]. Полиментарные люди интуитивно и сознательно понимают, что у каждого своя правда и истина. Они способны признать обоснованность других точек зрения, даже если это противоречит их мнениям. Для них важнее учиться и развиваться, чем быть «правым». Они уважают аргументированность, доказательства, честность и справедливые правила игры и стараются избегать соблазна использовать свой интеллект, чтобы влиять на других людей нечестным образом. Полиментарные люди считают себя незавершенными творениями и, следовательно, свое мнение тоже считают незавершенным творением — миниатюрными строительными проектами, которые обретают форму и развиваются с развитием их обучения и понимания. Они отделяют свое мнение от своего эго и понимают, что мнения — лишь безличная совокупность идей, которые упорядочивают то, что им известно на данный момент[33]. Полиментарные люди знают, как убедить других, продвигая свои идеи неагрессивными методами, и они не считают конфронтацию эффективным способом изменить мнение человека[34]»[35].
Это та малочисленная часть общества, которая слышит призыв к размышлению и не останавливается в интеллектуальном развитии ни после окончания школы, ни после окончания университета.
«[Невинно осужденный пророк Юсуф после продолжительного пребывания в тюрьме, получивший в итоге оправдание, проговорил такие слова:] «Я [несмотря на те сложности, трудности и притеснения, которые пришлось претерпеть на протяжении десятилетий] не считаю душу свою кристально чистой (абсолютно безгрешной). [С внутренней сутью души, а особенно с отрицательными эмоциями и греховными желаниями, нужно быть осторожным, всегда настороже, ведь] нет сомнений в том, что душа [именно отрицательные ее природные качества] повелевает делать зло, кроме как в тех случаях, когда милует Господь [когда по милости Творца в человеке преобладают положительные черты, доминируя над отрицательными, не давая им воли, а тем более возможности проявиться в фактических поступках]. Воистину, Господь мой Всепрощающ и бесконечно Милостив» (Св. Коран, 12:53).
То есть верующий человек не идеализирует себя и свое мнение, чем бы оно ни было обосновано.
Всякий, считающий себя верующим, наставляем священным текстом:
«О верующие! На вас — ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него.
Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Богу, и Он объявит вам о том, что вы делали. [Приучите себя замечать лишь свои изъяны, работать над ними, ведь этот процесс может быть достаточно творческим и занимательным, к тому же даст возможность раскрыть в себе немало положительных, сильных качеств. Замечать ошибки и недоработки других у вас в таком случае не останется времени]»[36] (Св. Коран, 5:105).
«Полиментарные мыслители — люди с высокой терпимостью».
В Коране сказано:
«Вы [уверовавшие в истинность миссии заключительного Божьего посланника], воистину, и нет сомнения в этом, испытуемы [через что проявляется суть вашего внутреннего мира, стойкость веры и нравственность] (1) в своем имуществе [во всем том, чем временно овладеваете, что становится вашей собственностью. Это может быть и выплата закята, и помощь ближнему, и материальные потери в результате экономического кризиса или преступного посягательства; навык реализовать имеющееся и придать ему перспективу] и (2) в вас самих [а это целый спектр испытаний, закаляющих и проверяющих на стойкость: эмоциональные, психологические, физические, духовные]. [А также] несомненно, (3) [испытанием для вас явится та] боль, которую вам часто будут причинять словом люди Писания [то есть христиане и иудеи] и язычники. [Они не скупятся на разного рода оскорбления и обвинения в ваш адрес.] Но если будете терпеливы [сдержанно преодолеете неприятное для вас, сумеете нейтрализовать негативный осадок и простить нанесенные вам обиды] и набожны [когда вам наносят боль и вызывающе задевают честь, вы все же не ответите на зло злом], то это — великое дело, требующее от вас стойкости и решительности. [Не каждый сможет быть таковым, но если кто сможет, то это по-настоящему разумное и благородное поведение]» (Св. Коран, 3:186).
«Полиментарные мыслители думают, реагируют и выражают свои идеи с уважением к правам других участников обсуждения».
Например, в Священном Коране есть следующие важные аяты, наставляющие верующего:
«Призывай [словами, но в первую очередь — показывая на собственном примере, своими успехами, делами и поступками] к пути Господа (1) с мудростью [что для обычных верующих в немалой степени приобретается путем изучения наук, приобщения себя к новым знаниям и анализом, умением проецировать полученные знания на собственную жизнь] и (2) хорошим увещеванием [что требует также немалых усилий: словарный запас, основы риторики и психологии, спокойствие души, сдержанность эмоций]. (3) [Если доказываешь что-то, то] убеждай тем, что наилучшее [имея эрудированность в данном вопросе, логическое мышление, умение слушать и слышать другую сторону, хотя чаще лучше промолчать и оставить собеседника наедине с ранее сказанным тобою]. Воистину, Господь лучше всех осведомлен о том, кто потерял верный путь, и о том, кто идет в правильном направлении. [Не делай поспешных выводов, говоря о вере или праведности других, не принижай их достоинства. Твое дело — изложить информацию, донести ее и показать практику применения]» (Св. Коран, 16:125);
*
«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]. Если такого уровня взаимоотношений и сможет кто-то достигнуть, то только те, кто терпелив (вынослив, стоек) [сдержан, последователен, тактичен] и является по-настоящему сильной личностью (по-настоящему успешным, удачливым, счастливым) [преуспевшей во многом, что каждому дано, но мало кто это реализует и редко когда к этому самоотверженно стремится]» (Св. Коран, 41:34, 35).
«Полиментарность — это способность вмещать больше одной реальности одновременно»[37].
В Священном Коране сказано:
«[Существует правило:] возможно, вы что-то невзлюбите (то, что для вас нежеланно, а может быть ненавистно), однако же оно [окажется] наилучшим для вас [кстати и вовремя открыв вам глаза, к примеру, на что-то новое или предоставив вам доселе неведомые возможности]. Также вы что-то можете полюбить, а оно — зло для вас [худшее из того, что вы могли бы себе представить]. Всевышний знает, а вы не знаете [вы можете догадываться, предполагать, но это лишь домыслы, которые могут как сбыться, так и не сбыться. А потому всесторонне анализируйте происходящее, особенно то, что необратимо (уже встало на вашем пути глухой стеной), причем размышляйте над этим так, чтобы подняться выше и усовершенствоваться как человеку, претендующему на благополучие в вечной жизни]» (см. Св. Коран, 2:216).
А также имеется и следующее очень важное для благополучия и процветания семейной жизни наставление:
«Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Господь может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы, мужья, и сами не идеальны. Постарайтесь включить разумение, наиболее широко и всесторонне проанализировать происходящее, усмирив собственное эго и дав свободу благоразумию]» (см. Св. Коран, 4:19).
Омниментарное мышление
«Омниментарные мыслители — люди, которые не только терпимы к неопределенности и сложности, но и наслаждаются ими. Им нравятся ситуации, которые напоминают, что человеку известна лишь бесконечно малая доля того, что можно узнать; как ни странно, эта мысль их радует, а не пугает, и при этом они стремятся понять то, что могут понять. Они реагируют на парадокс с любопытством и воодушевлением, а не разочарованием. Они часто смотрят далеко за пределы ограниченного восприятия ситуаций, вопросов и проблем. В то время как полиментарные люди мастерски умеют «сопоставлять факты», омниментарные люди замечают факты, которых не видят другие, потому что смотрят на мир широко раскрытыми глазами. Они открыты, по крайней мере в целом, для самых необычных идей, фантастических концепций и абсурдных мнений. Они понимают, что идеи, подобно живым существам, сформированы лишь частично, когда рождаются; что они быстро умирают, если их не защитить; и что со временем они докажут свою состоятельность или потерпят поражение. Омниментарные люди благоговеют перед знаниями, идеями и интеллектуальной честностью»[38].
Таковых очень мало, но именно они способствуют сохранению равновесия в обществе (если не отстраняются от него, не уходят от далеко не всегда приятной действительности), именно таковые вносят наибольший вклад в развитие и прогресс общества.
«Омниментарные мыслители — люди, которые не только терпимы к неопределенности и сложности, но и наслаждаются ими».
В Коране при описании верующих в период трудностей и невзгод сказано:
«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы [говорит Господь миров] будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности] (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо; появится чувство страха перед чем-либо, иллюзорно превращающее спокойно текущую реку реальности в ужасающий и смертоносный водопад, обрыв безысходности], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства, имущества, (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, настойчив, упорен почти до упрямства, постоянен, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки, они ведомы Им].
Они те, кто в случае несчастья или беды скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) [наши тела, устремления, намерения, знания, благосостояние, здоровые амбиции являются Его собственностью]. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]». Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек, о мусульманин] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им»[39].
«Омниментарным мыслителям нравятся ситуации, которые напоминают, что человеку известна лишь бесконечно малая доля того, что можно узнать; как ни странно, эта мысль их радует, а не пугает, и при этом они стремятся понять то, что могут понять».
Праведник Хыдр[40] сказал однажды пророку Моисею: «Все мои и твои знания в сравнении со знанием Творца можно уподобить одному или двум глоткам этой маленькой птички по отношению ко всему тому объему воды, что остался в море. (Не убудет Божьих знаний от нашей с тобой осведомленности и грамотности в отдельных вещах, как не убудет воды в море от выпитых этой птичкой нескольких капель)»[41].
В Священном Коране есть прекрасные слова:
«Скажи! Если моря превратятся в чернила, которыми будут писаться слова Господа [представляющие Его знания, мудрость, осведомленность], то осушатся все моря, прежде чем завершатся слова Господа, даже если было бы еще столько же [чернил] в помощь» (Св. Коран, 18:109).
«Омниментарные люди благоговеют перед знаниями».
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) наставлял:
«Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»[42]
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Преимущество ученого[43] перед [просто] поклоняющимся[44] подобно моему [как заключительному Божьему посланнику] преимуществу перед худшим из вас [то есть этот худший является верующим, но у него много грехов, причем самых разных]». Затем Пророк продолжил: «Поистине, того, кто обучает людей благому (хорошему, полезному) [имея, конечно же, соответствующее образование в данной области, необходимые навыки и опыт, на приобретение которых он потратил многие годы жизни, затратил много сил и энергии], Аллах (Бог, Господь) одаривает Своей милостью (благословением); ангелы, а также все живое на Земле и небесах, даже муравей в своем муравейнике и кит [в море], молятся за него [прося Господа о прощении грехов этого человека]»[45].
*
«Мы [говорит Господь миров, оповещая проницательных людей об одном из правил мироздания] возносим на уровни [степени духовного, интеллектуального или иного благосостояния и влияния] тех, кого пожелаем. И [помните же, о люди] над любым знающим [всегда] есть [еще более] знающий!» (см. Св. Коран, 12:76).
И в заключение напомню, что в Коране есть очень важная молитва, с которой верующему следует чаще обращаться к Богу:
«Раббии, зиднии ‘ильма» [Господи, приумножь мои знания (мое понимание происходящего вокруг, навыки применения знаний)!]» (см. Св. Коран, 20:114).