51-я Международная физическая олимпиада (IPhO-2021), состоявшаяся в июле этого года, подтвердила, что в стране хорошо отлажена работа с талантливыми школьниками: все пять российских участников завоевали золотые медали. Результат, безусловно, блестящий, но ни в коем случае не повод для эйфории: в командном зачете наша сборная заняла четвертое место, лучший результат в индивидуальном зачете – двенадцатый, а в состав команды входили старшеклассники лишь двух городов – Москвы и подмосковного Долгопрудного. Наш обозреватель продолжает анализировать причины и следствия сверхвысокой концентрации талантливых детей в школах всего нескольких городов страны, приводит любопытные факты и цифры IPhO-2021 и напоминает о тех временах, когда юные российские физики становились лучшими в мире как в личном, так и командном зачете.
Двести медалей
51-я Международная физическая олимпиада проходила с 17 по 24 июля 2021 года в дистанционном формате. Страной-организатором выступила Литва.
В олимпиаде приняли участие 366 школьников из 76 стран мира. Каждая страна-участница имела право выставить команду из 5 школьников.
Соревнование состояло из двух туров, экспериментального и теоретического, на каждый из которых отводилось по пять часов. Российская сборная проходила олимпиадные испытания на кампусе Московского физико-технического института (МФТИ).
По итогам соревнований организаторы вручили 200 медалей: 45 золотых, 61 серебряную и 94 бронзовые.
Сборная России
Сборная команда страны формировалась с учетом результатов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), а также учебно-тренировочных сборов в МФТИ и квалификационных сборов, проходивших на базе образовательного центра «Сириус».
Россию на IPhO-2021 представляли одиннадцатиклассники из школ Москвы и подмосковного Долгопрудного: Николай Кононенко из «Пятьдесят седьмой школы», Артемий Новиков из «Бауманской инженерной школы №1580» и Данила Самоделкин из «Школы №2007 ФМШ» (все – Москва); Денис Исмагилов и Матвей Князев (оба – «Физтех-лицей имени П. Л. Капицы», Долгопрудный, Московская область).
Все наши участники завоевали золотые медали, показав в индивидуальном зачете 12-й, 16-й, 20-й, 25-й и 29-й результаты.
Тренерский штаб сборной состоял из сотрудников МФТИ: Артем Воронов – проректор по учебной работе; Михаил Осин – доцент кафедры общей физики; Виталий Шевченко – заместитель заведующего учебно-методической лабораторией по работе с одаренными детьми; Юрий Скаков, Арсений Пикалов, Федор Цыбров – тьюторы учебно-методической лаборатории по работе с одаренными детьми.
Кто выступил лучше нас
Лучший из российских участников в индивидуальном зачете – Матвей Князев – показал 12-й результат. Его опередили: все пять членов китайской сборной (2-е, 3-е, 4-е, 5-е и 10-е места), четыре представителя Южной Кореи (1-е, 8-е, 9-е и 11-е места) и два школьника из США (6-е и 7-е места). Сборные этих стран, как и наша команда, завоевали по пять золотых медалей. По дополнительным показателям сборная России заняла лишь четвертое место в командном зачете.
Абсолютным чемпионом IPhO-2021 стал представитель Южной Кореи Ким Кьюнмин, показавший лучшие результаты как в экспериментальном, так и в теоретическом турах.
В мае этого года сборная России успешно выступила на Азиатской олимпиаде по физике (APhO-2021): все восемь российских участников завоевали золотые медали, а Матвей Князев занял 2-е место в индивидуальном зачете. Министр просвещения Сергей Кравцов поспешил назвать выступление нашей команды «заявкой страны на поступательное лидерство в образовательном мировом пространстве», а сам результат – «выдающимся».
Министр и его пресс-служба, вероятно, просто «забыли» сообщить, что в мае на Азиатской олимпиаде по физике не выступали школьники из Китая, Южной Кореи и США. В июле на Международной физической олимпиаде эти страны выставили полноценные команды и уверенно опередили нашу сборную.
Кроме того, Сергей Кравцов никогда не утруждает себя ответом на вопрос: есть ли связь между успешным выступлением на международных олимпиадах нескольких школьников, которых годами целенаправленно готовят к подобным соревнованиям университетские преподаватели, и уровнем подготовки по физике подавляющего большинства учащихся российских школ?
У нас была сборная всей страны
Перейдем к проблеме сверхвысокой концентрации талантливых детей в школах всего нескольких городов страны, которую мы уже рассматривали в статье «России нужна сборная страны по математике, а не команда двух столиц». В физике складывается похожая картина.
Сравним составы сборной России по физике на IPhO в 2018-2021 годах и около двадцати лет назад, в 1997-2000 годах.
1997-2000: 19 человек (1 школьник входил в состав сборной 2 раза), 17 школ, 13 городов.
2018-2021: 18 человек (2 школьника входили в состав сборной 2 раза), 9 школ, 4 города.
Всего двадцать с небольшим лет назад, в конце 90-х годов, нашу страну на Международной олимпиаде по физике представляли школьники не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Челябинска, Новосибирска, Перми, Вологды, Саратова, Ростова-на-Дону, Набережных Челнов (Республика Татарстан), Радужного (Владимирская область), Ноябрьска (Тюменская область), Сергиева Посада и Черноголовки (Московская область). Лишь 5 из 19 членов сборной страны по физике тех лет учились в школах Москвы и Санкт-Петербурга.
В последние годы картина резко изменилась: из 18 членов сборной России в 2018-2021 годах лишь 3 школьника представляли не Москву и Санкт-Петербург. Если же учесть, что двое из них учились в Физтех-лицее имени П. Л. Капицы, одним из учредителей которого является МФТИ, то можно констатировать: учащиеся из нестоличных школ имеют призрачные шансы на участие в IPhO. За четыре года в национальную сборную по физике смог пробиться всего один школьник из образовательной организации не Москвы, Санкт-Петербурга и Долгопрудного: Елисей Судаков, учащийся Вологодского многопрофильного лицея, в 2019 году завоевал серебряную медаль на IPhO.
Может быть, произошедшие за 20 лет изменения благотворно сказались на результатах сборной России на Международной олимпиаде по физике? Увы, это не так. Если в 1997-2000 годах наша сборная становилась лучшей в мире (1997, Садбери, Канада) и не опускалась ниже 2-го места в командном зачете, а российский школьник Константин Кравцов показал лучший результат в индивидуальном зачете (1999, Падова, Италия), то в 2018-2021 годах достижения выглядели явно скромнее: в командном зачете мы стабильно оказывались на 3-4-м местах, а лидеры нашей сборной в индивидуальном зачете занимали места в диапазоне от 2-го до 12-го.
Центростремительная сила
Свой путь к вершине международного Олимпа школьники начинают на этапах ВсОШ. Теме высокой и при этом продолжающей расти концентрации в Москве, Санкт-Петербурге и Долгопрудном победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ по физике наш портал посвятил статью «Отток талантов из провинции: 70% дипломов – у физиков из трех регионов».
Особенно ярко концентрация талантов проявляется при анализе географического расположения школ, в которых учатся победители финала ВсОШ по физике: из 34 победителей этого года 27 школьников (79,4%) представляли образовательные организации Москвы (13 человек), Санкт-Петербурга (9 человек) и Долгопрудного (5 человек).
133 победителя и призера из 192 (69,3%) учились в школах Москвы (77 человек), Санкт-Петербурга (32) и Московской области (24). Доля лауреатов из этих регионов с годами растет: в 2018 году она составляла 52,4%, в 2019-м – 66,4%. Данные по 2020 году опускаем, поскольку заключительный этап не проводился.
Нельзя не отметить, что учащиеся школ из Саранска, Новосибирска, Казани, Челябинска, Бийска, Тюмени, Кирова, Вологды пытаются конкурировать с регионами-лидерами, но пока нет никаких оснований считать, что в ближайшие годы обозначенная тенденция изменится.
Что способствует концентрации
Сверхвысокой концентрации победителей и призеров ВсОШ всего в нескольких городах и школах нашей огромной страны в немалой степени способствуют управленческие подходы и решения Минпросвещения, в том числе и сложившийся подход к формированию составов центральных предметно-методических комиссий (ЦПМК) и жюри заключительного этапа, то есть важнейших органов ВсОШ.
Обновленные составы ЦПМК содержатся в приложении к приказу Минпросвещения №675 от 28 сентября 2021 года, а составы жюри заключительного этапа ВсОШ 2020/21 учебного года вы найдете в приложении к приказу Минпросвещения №101 от 16 марта 2021 года.
Члены ЦПМК участвуют – в соответствии с порядком проведения ВсОШ – в разработке олимпиадных заданий регионального и заключительного этапов. Сильнейшие школы России делегировали в состав ЦПМК и жюри заключительного этапа ВсОШ по физике сразу по несколько педагогов. Такой подход неизбежно приводит к тому, что количество победителей и призеров из этих школ с каждым годом растет.
К примеру, кафедра физики Физтех-лицея имени П. Л. Капицы едва ли не в полном составе участвует в работе жюри заключительного этапа ВсОШ по физике и/или ЦПМК. Можно порадоваться за лицеистов, у которых уроки, занятия в лабораториях и кружки по подготовке к олимпиадам ведут разработчики олимпиадных заданий, но эффективен ли такой подход с точки зрения достижения декларируемых целей ВсОШ? Цель – выявить как можно больше нестандартно мыслящих детей и развить их творческие способности, а существующий подход способствует – в лучшем случае – сохранению статус-кво: 80-90% победителей ВсОШ по физике учатся у членов ЦПМК и/или членов жюри заключительного этапа. Безусловно, в ведущих образовательных организациях страны блестяще учат воспроизводить решение задач, досконально разобранных тренером / учителем / педагогом допобразования в процессе подготовки к региональному и заключительному этапам олимпиады, но цель-то олимпиады не в этом.
Более подробные размышления на эту тему, с примерами и предложениями, вы найдете в статье, опубликованной на нашем портале.
В 2022 году – без изменений
В конце августа на базе образовательного центра «Сириус» прошли квалификационные сборы для кандидатов в сборную России на Международную олимпиаду по физике 2022 года. В сборах приняли участие 28 школьников, отобранных по результатам заключительного этапа ВсОШ-2021. Кандидатам были предложены 6 теоретических и 2 экспериментальные задачи. По итогам сборов в «Сириусе» на следующие учебно-тренировочные сборы приглашены 14 кандидатов.
Тенденция последних лет сохраняется: по состоянию на начало текущего учебного года 11 из 14 кандидатов на участие в IPhO-2022 учатся в школах Москвы (5 человек), Санкт-Петербурга (3 человека, все – Президентский физико-математический лицей №239) и Долгопрудного (все – Физтех-лицей имени П. Л. Капицы). Олимпиадное пространство страны продолжает неумолимо скукоживаться.
Радует, что все еще продолжают борьбу за попадание в состав национальной команды 3 кандидата из школ других городов: 2 школьника представляют Республиканский лицей для одаренных детей (Саранск, Республика Мордовия) и 1 – Физико-математический лицей №31 (Челябинск).
Что делать
Можно ли остановить увеличивающийся с каждым годом отток из провинции способных и мотивированных школьников, а также высококлассных педагогов? Можно, но для этого нужна продуманная региональная политика как на федеральном, так и местном уровне. Не знаю ни одного независимого эксперта, который бы утверждал, что в ближайшее время программа развития регионов будет разработана и уровень образования, здравоохранения, заработной платы, жизненного комфорта в регионах начнет приближаться к столичному.
Если внимательно посмотреть на список кандидатов на участие в IPhO-2022, то выяснится, что некоторые «столичные» и «подмосковные» школьники еще недавно учились в образовательных организациях Смоленска, Самары, Екатеринбурга и даже белорусского Полоцка. Матвей Князев, показавший в 2021 году лучшие среди всех российских участников результаты на APhO и IPhO, приехал в Долгопрудный из Березников Пермского края, окончив там 10-й класс средней школы №3. Еще будучи девятиклассником, он уверенно побеждал на ВсОШ сверстников из школ столичных регионов.
Отток талантливых детей из провинции в школы, расположенные в столичных регионах, объясним: 500 тыс. рублей за победу на ВсОШ, которые выплачивают в Москве и Подмосковье, трудно сравнить с нелепой «наградой» в виде кетчупа и майонеза. Да и взаимодействие с педагогами, многие из которых входят в состав ЦПМК и давно трудятся олимпиадными тренерами, привлекает. Словом, факторов немало.
Переезд из регионов в Москву и Санкт-Петербург высококлассных педагогов, способных готовить детей к олимпиадам, объяснить тоже не так уж и сложно: уровень дохода возрастает в несколько раз.
В 1997 году ученик челябинского физико-математического лицея №31 Артем Воронов завоевал золотую медаль на 28-й IPhO в канадском городе Садбери, а наша сборная стала лучшей в мире. Тренер национальной команды по физике, проректор МФТИ по учебной работе Артем Анатольевич Воронов имеет шансы увидеть сборную России на верхней ступеньке мирового пьедестала, но для этого требуются совместные усилия федеральных и региональных властей по развитию регионов и обратному превращению команды трех городов в сборную всей страны.
Фото: новостная служба Московского физико-технического института
Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.