Был обычный хмурый осенний день в Поволжье и мне нужно было попасть в одну любопытную локацию – «кладбище» старых советских самолетов и вертолетов.
И по пути я уже привычно высматривал в мелькающей картинке многочисленных промзон за окном, что-нибудь интересное.
Внезапно мой взгляд, словно длиннофокусный объектив, выхватил сквозь облупившиеся перила моста, силуэты большущих проржавевших кораблей, а наметанный глаз четко и быстро сфокусировался на силуэтах нескольких кораблей на подводных крыльях.
Кинув точку на карте, нашел удобное место подъезда к сборищу кораблей и ожидаемо уперся в забор судоремонтного завода.
Достав свою летающую камеру направился осматривать эту крутую находку с воды. Не ошибся – в сухом доке стояли советские легенды скоростного речного пассажирского транспорта – три теплохода «Восход» на подводных крыльях.
«Восходы» - это дальнейшее развитие линейки легендарных «Ракет» и «Метеоров», которые повсеместно бороздили реки и водохранилища огромной страны с конца 1950-х годов.
Это всё детища знаменитого конструктора Ростислава Алексеева и по сути представляют собой целую линейку СПК – судов на подводных крыльях как для речных внутренних перевозок, так и для морских, как «Кометы» или «Колхиды».
Сейчас уже сложно представить, что СПК Алексеевского ЦКБ бороздили реки и морские мелководья не только в СССР, но и по всему миру. А некоторые сохранившиеся экземпляры используются в Европе и Азии до сих пор.
Увы, большая часть «Ракет», «Метеоров», «Восходов», «Комет» отправилась в металлолом в эпоху распада СССР, некоторые теплоходы сумели сохранить в качестве памятников, а некоторые использовались в качестве кафе, баров и даже поселковых магазинов.
Но вернемся к «Восходам». Эту серию скоростных теплоходов разработали в 1973 году.
Как и на «Ракете» у «Восходов» был один двигатель серии М401А-2 мощностью 1000 л.с. История этого двигателя уходит в авиацию и фактически это турбированная и конвертированная версия авиационного дизеля М-40. Его устанавливали на некоторые опытные машины Пе-8.
«Восход» брал на борт 71 пассажира и это немного больше, чем у «Ракет» и немного меньше «Метеоров». На воде «Восход» развивал скорость 60-65 км/ч и мог преодолевать расстояния до 500 км без дозаправки. В отдельных случаях можно было использовать «Восход» и в прибрежных морских водах, его мореходность на крыльях составляла до 1,3 метра.
«Восходы» строились на заводе в Феодосии, там же где строились и «Ракеты». С 1973 по 1995 год было построено около 150 «Восходов» и эти советские «калоши» поставлялись аж в 18 стран мира, в числе которых были и страны НАТО такие как Канада, Нидерланды, Австрия, Турция, ряд Азиатских стран таких как Китай, Вьетнам, Таиланд.
Вернемся к трем «Восходам», которые были обнаружены в сухом доке. Внешнее состояние этих теплоходов оказалось довольно сносным – покрашены и с виду вполне комплектны. По бортовым номерам удалось выяснить, что пара «Восходов» была выпущена в первых партиях в середине 1970-х годов и трудились в Волжском объединённом речном пароходстве МРФ РСФСР, а еще один «Восход» произведен был уже в 1990-х.
Последний раз эти скоростные теплоходы возили пассажиров несколько лет назад между Самарой и Сызранью. Их «подшаманили» перед ЧМ-2018, и они возили не только жителей окрестных городов, но и многочисленных болельщиков.
Но после окончания сезона Навигации два «Восхода» встали на ремонт, а третье судно присоединилось к ним в 2019 году. Суда требуют очередного ремонта, но денег у Самарского порта на ремонт нет. Так и гниют постепенно на суши эти скоростные теплоходы. Нетрудно догадаться, что чем дольше «Восходы» стоят в доке, тем меньше шанс, что они когда-нибудь вновь выйдут на маршрут. А там пройдет еще несколько лет и их попилят на металлолом.