Найти тему
Телеканал «СОЮЗ»

Архимандрит Савва (Мажуко): Иисус и мещане

Шестую главу Евангелия от Иоанна мы знаем благодаря тому, что это целый богословский трактат на тему Евхаристии. Начинается она с описания чуда насыщения пяти тысяч слушателей Спасителя всего лишь горсточкой хлебов и двумя рыбками, которые были у одного неизвестного мальчика. Во второй части этой главы – удивительное чудо, явленное Господом ученикам: хождение по водам. Оно подробно описано с разными деталями во всех Евангелиях, что очень примечательно.

После этих событий – насыщения людей хлебом, хождения по водам – дается развернутая и очень интересная дискуссия Христа с иудеями о хлебе Небесном.

Это необыкновенно важный для нас, людей церковных, текст, ведь речь идет о Евхаристии, а вся церковная жизнь строится вокруг нее как опыта благодарения и вкушения Тела и Крови Христовых.

Кроме Евхаристии в этом диалоге, очень глубоком и в чем-то даже резком, есть тема, которая, мне кажется, касается не только богословов, но и вообще любого человека, который пытается вести религиозную жизнь: здесь дается явное противопоставление двух систем координат, которые религиозный человек непременно должен различать.

Беседа о хлебе Небесном напоминает нам молитву «Отче наш» – ее мы читаем каждое утро и в ней есть слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Считалось, что это первая евхаристическая молитва, что до нас дошла, и ее читали не просто перед едой, а как молитву перед Причастием. По своему содержанию она именно такова: хлеб насущный – это хлеб Евхаристический, хлеб живый, сшедший с небес.

В разговоре с иудеями Господь упрекает тех, кто пришел за Ним после чудесного насыщения, в том, что они пришли за Ним не потому, что ищут слова жизни, а потому, что ели и насытились. Вот в чем Его упрек. Почему он очень важен? Почему мы должны над этими словами размышлять?

Потому, что иногда в религии, вере, Церкви мы ищем не того, что дает Господь, и поэтому очень часто разочаровываемся. Он говорит: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились – «вам не Я нужен, не Истина важна, а поесть важно, решить для себя продовольственный вопрос». Иудеи, конечно, не совсем понимали, в чем проблема: разве Христос не пришел решить продовольственный вопрос для своего народа?

И идет очень интересное противопоставление Христа, Его Отца, Который посылает Христа как Хлеб Жизни, с религиозной системой координат, в которой жили иудеи – они никак не могли понять, почему Христос не вписывается в нее.

Они говорят Ему: дай нам знамение. Они только что видели, как Христос насытил 5 000 человек хлебом, узнали, что Он ходил по воде и стихия Его не поглотила (Он ей не подчиняется – Он Сам ее сотворил), но требуют с Него еще какое-то знамение. Они говорят: отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

Здесь противопоставление двух отцов. Есть такое выражение (оно встречается, например, в текстах протопопа Аввакума – на этом настаивали старообрядцы): «отцепреданное благочестие». Наверное, это очень важная вещь, но в Писании это выражение имеет негативный оттенок – предание отцов противопоставляется преданию Отца с большой буквы.

Тут снова отсылка к молитве «Отче наш»: там говорится не об отцах, не о старцах, которые нам что-то дали, а о единственном Отце Небесном, Который послал Своего Единородного Сына в Жертву за грехи всего мира. И Он дает не манну с небес – не пищу тленную, а пищу истинную, и она вводит человека в жизнь вечную, в жизнь Святой Троицы.

Этого иудеи никак не могли понять, ибо мыслили, как мещане: нам нужны хлеб, власть, стабильность, своя политическая картина мира, решение проблем – здесь и сейчас. «У нас есть отцы, есть определенная традиция, есть Моисей. А кто Ты такой?»

И когда Христос говорит: «Я есмь хлеб жизни», они тут же говорят Ему: «Да мы же знаем Тебя. Что, мы Твоего папку не знаем – не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?» – тут же понижают статус Христа: для них Он просто современник, сосед напротив, не более.

Мещанское мышление все профанирует, низводит до обыденного сознания мелкого масштаба и не дает человеку пробиться туда, куда зовет Евхаристический возглас «Горé имеим сердца». Каждый раз священник возглашает этот призыв во время Евхаристической молитвы на Литургии и поднимает руки вверх.

Что это значит: «Горé имеим сердца»? Наши сердца должны быть устремлены ввысь: мы должны оторваться от мещанского мышления, которое мыслит только ценниками, картошкой, хлебом...

Я как-то показывал одной старушке стадион у нас в Гомеле, она посмотрела и сказала: «Это же сколько бульбы можно было тут посеять!» Мне не в чем эту старушку упрекнуть: у нее было голодное детство, она мыслит понятными ей категориями. Но кроме плоскостного мышления, кроме горизонтальной мысли есть еще мысль вверх, и об этом говорит Христос. Если не прорваться через горизонт мещанства, невозможно принять Христа.

И разговор как раз заканчивается тем, что иудеи, с Христом беседовавшие, уходят от Него – и не только они, но и большинство учеников. Мещан, людей, которые не приемлют слово Истины, слово Жизни, оказалось большинство. И только 12 остались перед Христом, смотрели на Него в растерянности и не понимали, что происходит.

Христос не расстраивается, не отчаивается, Он понимает, что происходит, и спрашивает учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Только 12 человек остались со Христом и были готовы лечиться от мещанства, которое мешает принять Евангелие, путая его с обыденными проблемами (политикой, экономикой, здравоохранением, с чем угодно – даже с философией), затмевая то, ради чего пришел Христос. А в Евангелии от Иоанна Он прямо говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Он имел в виду вовсе не благополучие, не решение наших политических, экономических и прочих проблем и продовольственного кризиса – Он пришел приобщить человека к полноценной жизни, жизни нетварной, жизни троической, которой Он хочет с нами поделиться: это и есть глаголы жизни вечной – устремление «Горе имеим сердца», к которому нас зовут наши старцы, богословы, те, кто жил Христом и для кого слово Жизни было самым важным в их духовном пути. Они преодолели в себе мещанскую религиозность и стали христианами на 100%.