20 ноября перестало биться сердце самого харизматичного бригадира БАМа – Александра Бондаря. Умного, смелого, яркого. Его любили, его боготворили, ему завидовали!
А бригада Бондаря начинала свою работу с вырубки леса под трассу, строительства деревянных мостов и сооружения водопропускных труб. Ещё ребята принимали активное участие в театральных постановках Анатолия Байкова, тоже, кстати, члена бригады. «Город на заре», «Молодая гвардия», «Заседание парткома» и других. Сейчас невозможно даже представить, что молодые люди днём тяжело работали, очень уставали, а вечерами спешили в театр.
Как и обещала, публикую главу из книги Людмилы Новиковой: «БАМ - созвездие мужества». «Хочу сообщить вам, что в нашем последнем телефонном разговоре с Бондарем, я попросила оценить мою книгу "БАМ - созвездие мужества" по пятибалльной системе, он, рассмеявшись, ответил: " Ну, конечно, пятерка!" А перед этим сказал: "Макаровна, не надо убирать из этой книги главы... Оставь все, как есть," – сообщила мне Людмила.
Бригада Александра Бондаря километр за километром уходила все дальше на восток. На одном из перегонов монтеров пути ждал неожиданный сюрприз: на железнодорожной насыпи огромный баннер, на котором красивым шрифтом начертано послание, адресованное бригаде. Его предварял заголовок: «Добро пожаловать! Бригада А. Федорова из МК-137 давно ожидает прославленную бригаду А. Бондаря, завершающую укладку стального пути сквозь вековую тайгу, горы и болота».
Скажем прямо, начало этого иронического стихотворного посвящения поражает своей необъективностью:
«Тебе, коллега, всё же проще,
Всю зиму спишь, как тот медведь.
Примешь мосты, отсыпку тоже
И можешь с рапортом лететь».
Спрашивается, с какой стати Бондарь должен исполнять несвойственные ему функции: отчитываться за работу мостостроителей, механизаторов? У его бригады совсем другие цели и задачи. Ну, а фраза «всю зиму спишь, как тот медведь, пусть останется на совести автора. Лично мне поглянулись следующие строки, по крайней мере, в них есть хоть какое-то рациональное звено:
«Ты перегон пройдешь за месяц,
А нам на это нужен год.
Не думай, что твои путейцы
Достойнее, чем наш народ!
Из этих строк простой есть выход:
Героем должен быть всегда
Тот, кто на данном перегоне
Больше всего вложил труда».
Бригада Бондаря – лауреат премии Ленинского комсомола, представляла собой уникальное явление, равного которому на БАМе не было. Это универсальный производственный коллектив, отличающийся высокой работоспособностью, организованностью, сплоченностью, ему были под силу любые, самые сложные задачи.
А ещё он прославился тем, что стал своего рода филиалом народного театра «Молодая гвардия». Коллектив был укомплектован умными, креативными, азартными молодыми людьми, которые интересовались литературой, искусством, спортом, неустанно занимались самообразованием.
В бригаду Бондаря, как пчелы на мёд, слетались не только советские корреспонденты и фоторепортёры, но и зарубежные. Справедливости ради следует сказать, что газеты прославляли и механизаторов, в том числе бригаду Александра Федорова из 137-й мехколонны, но коллективу, возглавляемому Бондарем, в силу вышеназванных причин уделяли несравненно больше внимания.
Был ещё один повод неустанно следовать журналистам за бронепоездом. Работа путеукладчика – этого сложного механизированного комплекса – явление впечатляющее, завораживающее, невольно притягивающее взоры всех, кто находится рядом. Видно, как железнодорожная магистраль растёт прямо на твоих глазах – одно звено 25 метров, и так километр за километром.
Ну, а работа механизаторов – крайне необходимое, но довольно однообразное занятие, лишенное ярких моментов. Телевизионщикам нужны были эффектные динамичные кадры, и они их находили.
Бондарь остро переживал необоснованные нападки, адресованные лично ему, его бригаде, выступая с высоких трибун, постоянно подчеркивал, что в строительстве БАМа заняты не только монтёры, ведущие укладку пути, это труд многих тысяч людей: механизаторов, мостовиков, взрывников, тоннельщиков.
Путеукладчик неотвратимо приближался к Северомуйску. Руководство треста «Нижнеангарсктрансстрой» делегировало Бондаря с товарищами в этот поселок (среди них был Байков) с «Рабочей эстафетой», чтобы организовать слаженную бесперебойную работу всех строительных подразделений. С этой целью предполагалось заключить договор - обязательства со смежниками. Узнав о скором визите друзей, я не смогла отказать себе в удовольствии встретиться с ними.
Неформальное общение проходило на прорабском участке СМП-597. В нашем поезде среди всех выделялся бригадир монтажников-бетонщиков по имени Пётр, его откровенно недолюбливали рабочие за язвительность, склочность, сутяжный характер. Единственное, в чем он преуспел: мог толково организовать работу своего подразделения. Не подкачал Петро и на этот раз.
Ехидно оскалившись частоколом желтых зубов, он рассказал присутствующим китайскую притчу, попытавшись опорочить бригаду Бондаря. Суть этой басни в том, что некие условные персонажи изготавливают обувь, в конкретном случае ботинок, один мастерит подошву, другой верхнюю часть, интересуются у третьего: «А ты что делаешь?» - «А я шнурки завязываю».
Тогда на лице Бондаря не дрогнул ни один мускул, но я, хорошо зная Александра, понимала, как обидно ему было слушать это, насколько несправедливыми могут быть суждения людей, которые нее видели его в работе.
Кстати, движение «Рабочая эстафета» зародилось ещё в Звездном на Западном участке БАМа по инициативе Бондаря. Это начинание стало эффективным рычагом производительности труда, возможно, ещё и потому, что договора-обязательства заключались не руководителями строительных подразделений, а непосредственно самими рабочими.
Я всегда защищала любимого бригадира, яростно вступая в полемику с теми, кому глаза застила его популярность, потому что когда-то была частью коллектива, видела, как Александр вкалывает, как его парни выкладываются на работе.
Спасибо, что прочитали)))