Фото маленькой Гели Маркизовой в объятиях товарища Сталина, сделанное 6 июля 1936 года, облетело всю страну и получило название «Друг Детей», а подписывалось оно «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».
Но для гели этот день стал точкой отсчета...
6 июля 1936 года Сталин встретился с делегацией Бурят-Монгольской АССР, возглавляли которую секретарь обкома Михей Ербанов и министр земледелия Ардан Маркизов с супругой и дочерью.
Геля подарила Сталину букет, со словами:
«Эти цветы дарят Вам дети Бурят-Монголии»
Вождь был растроган. Он поднял девочку на руки, в этот момент и было сделано знаменитое фото.
На следующий день после встречи Геля (полное имя Энгельсина) проснулась знаменитой. Возвращение в родной Улан-Удэ было триумафальным, посмотреть на девочку собрался весь город.
Правда позже поползли слухи, дескать, подержав немного ребёнка на руках, Сталин на грузинском дал распоряжение Берии: «Момашоре ег тилиани!» («Убери эту вшивую!»)
Однако никто из участников встречи никогда не упоминал о подобном случае. Более того, в то время Берия жил в Тбилиси и занимал должность первого секретарь Закавказского крайкома ВКП (б), а в Москву он переехал в 1938 году.
Но что же Геля? Точнее, ее родители. Несколько лет после встречи со Сталиным все шло своим чередом и ничто не предвещало беды. И вдруг Ардана Маркизова, члена ЦИК СССР, наркома земледелия Бурят-Монгольской АССР, второго секретаря Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) — обвинили в проведении контрреволюционных шпионско-диверсионных работ.
Причиной тому стал мор скота на сельхозугодиях. Пало 40 тысяч голов молодняка.
Мама Гели написала Сталину письмо и приложила открытку с той самой фотографией. В письме Геля писала:
Мой отец — пламенный большевик, преданный партии и лично товарищу Сталину, он воевал в Гражданскую войну и помогал организовать Бурят-Монгольскую республику.
Ответа не последовало. Айдан Маркизов был ра_SS_трелян 14 июня 1938 года. Мама Гели, Доминика, арестована и выслана вместе с дочерью в Туркестан (Казахская ССР).
Там она устроилась детским врачом в больницу, но успела проработать лишь два года. Дело представили так, будто молодая женщина добровольно покинула мир.
Спустя десятилетия Энгельсина смогла поднять личное дело матери. Был там и запрос от начальника НКВД Туркестана» на имя народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берии:
Здесь находится ссыльная Маркизова, которая хранит подарки от Сталина и пять портретов её дочери с вождем. Что делать?
На этом же листе сбоку синим карандашом был и ответ:
Устранить
Вот удивительно, женщина, лишившись любимого мужа, будучи сосланной далеко от дома, продолжала бережно хранить портреты и подарки от Сталина. И чем она не угодила Берии? Хладнокровно и без всяких сомнений избавились от человека, оставив ребёнка круглой сиротой.
Геля последовала наказу матери, которая успела оставить дочери инструкцию (очевидно, предчувствовала, что ее ожидает), и вместе с младшим братом отправилась в Москву — к тете.
Лола Комарова была старше Гели вмего на 12 лет, а ее супруг Сергей Дорбеев занимал должность младшего сотрудника аппарата НКВД СССР.
Чтобы удочерить Гелю, Сергей Уволился и дал ей свою фамилию. Девочку он вырастил как родную дочь.
Но ещё долгое время, где бы не появлялась Геля, ее преследовала та злосчастная фотография со Сталином, «другом детей».
В школе, где училась Геля, фотография висела на стене, напротив главной лестницы.
Позже, когда подросшая Геля переехала в Йошкар-Олу к двоюродной сестре, она могла наблюдать фото на стадионе «Спартак».
Да и Марийский государственный педагогический институт, куда поступила Энгельсина, не оставил фотографию без внимания.
Не известно, что чувствовала девушка, вновь и вновь встречая взглядом фото человека, загубившего всю ее семью.
Энгельсина Маркизова покинула мир в 2004 году, 11 мая. О ее судьбе снято несколько передач и документальных фильмов.