Найти в Дзене
Татьяна Трофимова

«Ненавязчивая терапия»: чему могут научить и от чего излечить фильмы Миядзаки?

Оглавление

Могут ли мультфильмы положительно влиять на развитие и взросление детей? Конечно. А работы Миядзаки и вовсе имеют терапевтический эффект. И не только для детей.

«Унесённые призраками», 2001
«Унесённые призраками», 2001

Читая очередную статью про символизм в работах Миядзаки, я вдруг поняла, что все прочитанное мною на эту тему, начинает выстраиваться в логическую цепочку, главная мысль которой — эти мультфильмы очень полезны, как взрослым, так и детям.

Советские мультфильмы

Сейчас меня поймут те, кто вырос на советских мультфильмах. Вы же не будете спорить, что главной их задачей было не развлекать нас, а учить?

Наши мультфильмы всегда были добрыми и познавательными. Все остальное — вторично. Именно поэтому многие из нас до сих пор с подозрением смотрят на свинку Пеппу, Машу с ее несчастным Медведем и недобрым словом вспоминают Телепузиков. Они точно учат наших детей чему-то хорошему?

А вот к Миядзаки, в этом смысле, вопросов нет.

«Унесённые призраками», 2001
«Унесённые призраками», 2001

Характер и поступки

Главный герой — почти всегда маленькая девочка, которая, хоть и не идеальна, но идет к светлой цели.

Вспомните, какой славной была Тихиро («Унесённые призраками», 2001). При не слишком воспитанных, кстати, родителях.

«Ведьмина служба доставки», 1989
«Ведьмина служба доставки», 1989

Хороший пример для подражания и маленькая ведьма Кики («Ведьмина служба доставки», 1989). Пожалуйста, смотрите, как девочка в одиночку преодолевает трудности и как благодаря своему доброму нраву, легко заводит друзей. Берите пример.

«Ведьмина служба доставки», 1989
«Ведьмина служба доставки», 1989

Любовь и отношения

Общее клише, что встреча мальчика и девочки обязательно заканчивается влюбленностью и романтикой, Миядзаки сознательно обходит стороной.

И в «Унесённых призраками», и в «Ходячем замке», любовь заменена искренней нежностью, участием и заботой. То есть всем тем, что у других режиссеров вынесено за скобки, как само собой разумеющееся.

«Унесённые призраками», 2001
«Унесённые призраками», 2001

Миядзаки, чуть ли не единственный, кто показывает это, как необходимую основу для настоящей любви. Именно в его работах зритель вынужден додумывать сами отношения. А ведь это правильно, черт побери!

Образ мужчины и женщины

Взрослые отрицательные персонажи Мияздаки, почти всегда выглядят неприглядно. Не буду приводить примеры, вспомните сами, это забавно. «Хорошие» взрослые красивы, «плохие» уродливы.

«Унесённые призраками», 2001
«Унесённые призраками», 2001

И вроде бы все логично, это как бы традиция, наша баба Яга тоже не красавица, но в этом и есть тот самый «лечебный» эффект. Кто из нас захочет выглядеть плохо? А значит, нужно стремиться быть хорошим.

«Унесённые призраками», 2001
«Унесённые призраками», 2001

Усложним задачу и вспомним образ Ходячего замка («Ходячий замок», 2004). Изумительно прорисованный и единственный анимированный с помощью компьютера персонаж — сам замок. Что он такое, как думаете?

Приготовьтесь удивляться. Это так просто, и в то же время так тонко подмечено.

«Ходячий замок», 2004
«Ходячий замок», 2004

Все это нагромождение непонятных форм и деталей в стиле стимпанк, не что иное, как груз прошлого, который тащит за собой Хаул, в котором он живет, и в котором даже не стремится навести порядок.

Появившись в замке, Софи первым делом приступает к уборке, что на фоне этого знания, приобретает особый смысл.

Именно она освобождает Хаула от тяжелых мыслей, сомнений и воспоминаний. И, как мы помним, к финалу мультипликационной истории от замка не остается и следа. Тут уже есть над чем подумать и нам, взрослым.

«Ходячий замок», 2004
«Ходячий замок», 2004

Глубокий символизм: экология

Ещё один эпизод, который вроде бы и не символ, а вполне прямое «послание», но «прочитали» его далеко не все.

Здесь я имею в виду момент, когда в купальни Юбабы («Унесённые призраками») приходит Дух Помоек, который в итоге оказывается Духом Воды, настолько грязным, что их легко перепутать.

И таких трактовок, отсылок и аналогий в работах мэтра огромное множество. Я сознательно не выхожу за рамки трех самых известных фильмов, давая вам возможность, вспомнить остальные моменты самостоятельно. Обратите на них внимание, когда будете пересматривать любимые мультфильмы и, возможно, они откроются вам с совершенно новой стороны.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал, встретимся завтра и снова поговорим про хорошее кино ;)

-10