В комментариях к посту о судовых надстройках был задан вопрос - для чего такие выносы? Для того, чтобы посмотреть, что там сбоку, или для балансировки?
Так вот, эти выносы называются крылья. Крыло мостика. Они могут быть разными, открытыми или полностью остеклёнными. Но в любом случае их длина от борта до борта судна, крылья не выступают за борт дальше. И, да, сделано это для того, чтобы посмотреть... оценить обстановку, что там рядом с бортом и вообще.
В своё время, славное время экспериментов, были попытки сделать судно без крыльев. Но идея не прижилась. Во время швартовок судоводители не могли точно оценить обстановку, не могли точно оценить положение судна, не могли определить дистанцию, хоть и приблизительно, до терминала. Приходилось держать дополнительного человека для доклада о текущей ситуации. Но тогда такую роскошь, как дополнительный человек на швартовке, могли себе позволить, экипажи были большими. Сейчас же, когда экипажи сокращены до разрешённого минимума, уже не до такого.
И там же был задан вопрос - а видеокамеры? Разве они не могли бы решить эту проблему?
Так, вот, камеры на борту современного судна есть. Но вот для чего они... тут уже другой вопрос.
Да, на некоторых судах есть видеонаблюдение. Кто-то утверждает, что это из требований ISPS Code (МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО ОХРАНЕ СУДОВ И ПОРТОВЫХ СРЕДСТВ (КОДЕКС ОСПС). Но это не так, никаких требований по обязательной установке видеокамер на борту судов нет. В кодексе просто упоминается, что можно задействовать для охраны и наблюдения технические средства, если они есть.
Для оценки ситуации во время швартовок? Ну, это такое. Очень непрактичное. Очень неудобное. Никакая камера не заменить быстроту личной визуальной оценки, что там на баке, и тут же, что там на корме происходит.
Наблюдение за ситуацией во время стоянки? Вахтенный у трапа будет намного лучше. К тому же, кому то тогда надо постоянно таращиться в монитор на картинку с камеры. Если танкер стоит на монобуе, там включена камера (они, кстати, управляемые, и могут менять углы обзора) для того, чтобы видно было, как обстоят дела с натяжением швартовых цепей. Но там же и торчит вахтенный матрос, точно с такими же целями. Так, что камера там просто дублёр матроса. Только говорить не может.
Так, что же получается? Абсолютно бесполезный девайс? Дорогая игрушка? Не совсем так, у камер есть кое-какие достоинства.
В некоторых компаниях камеры могут работать в режиме он-лайн, и передавать изображение прямо в компанию. Тут уже сами думайте, плюс это, или минус.
Но чаще всего камера работает как видеорегистратор в автомобиле, беспристрастно снимая все ваши деяния. И очень часто эта видеосъёмка помогает разобраться в том, или ином происшествии. Тут уже не важно, что на разборках происшествия скажет Ваня, или Хуан. Вот "кино", смотрим его. Мне лично известен такой случай, когда пришедший на борт инспектор сам грубо нарушил правила техники безопасности, но заявлял, что не было такого. Когда разборки вышли уже на уровень выше, тогда и показали ролик с участием инспектора. Вопросы отпали сразу.
Так, что, повторюсь. Видеокамера на борту, это больше видеорегистратор. Который поможет вам, если возникла спорная ситуация, и вы правы. И который же выступит свидетелем обвинения, если вы совершили правонарушение. У нас же на борту камеры включали на время стоянки у терминала, на всё время стоянки.
Где устанавливают камеры?
Да по разному. Единого регламента, как я понимаю, нет. У нас обычно камеры были размещены на крыльях мостика с обоих бортов. одна камера на носовой мачте, которую чаще всего использовали как дополнительное наблюдение за швартовыми цепями при стоянки на монобуе. И пара камер, так же, с двух бортов, для обзора кормы.
Хоть вахтенный помощник и делает периодический обход судна, но камера работает, на всякий случай. Сами камеры морского исполнения, в корпусе из нержавеющей стали, взрывобезопасные, то есть одобрены классификационными обществами. Перед тем, как включить камеры, обычно посылали матроса с мягкой ветошью для протирки объектива. Ветер, морская вода, соль... всё это быстро налипает на объектив и значительно снижает качество картинки. Хотя картинка и так... не блещет качеством. Но тут, как мне кажется, всё зависит от качества камеры, что заказали, то и поставили. И если сам пароход построен по эконом-классу, глупо ожидать от камеры чего ты выдающегося.
Но есть камера и на мостике. Кстати, на мостике предусмотрена и запись звуков, то есть, болтать там особо не рекомендуется. Для тех, кто в теме, пост не о VDR. Тоже самое, плохо это или хорошо, решайте сами. Но именно аудиозапись происходящего на мостке помогла в расследовании аварии с контейнеровозом EVER GIVEN, когда он запечатал Суэцкий канал. Без этой записи всех собак бы повесили на экипаж, а суэцкие лоцманы бы снова выползли сухими из воды.
Вот так, немного о крыльях мостика и камерах на борту судна.
Спасибо за внимание.
P.S. Специально для тех, кого смутило слово "пароход" в тексте. Да, пароходов сейчас практически нет, дизель главный. Но словом "пароход" моряки называют любое судно гражданского назначения. Жаргон такой. Поэтому поберегите пальцы, не стирайте их в кровь об клавиатуру, донося до меня то, что пароходы работают на паре. Как судовой механик я и сам вам могу рассказать, что на чём работает. А само это слово, "пароход" настолько отпечатывается в матрице, что употребляешь его на полном автомате. Надеюсь на понимание(с).