Найти тему
Поликсена Торопецкая

А про знамя этой победы мы как-то позабыли, и напрасно

Я и сама его увидела случайно - к таинственному празднику дня народного единства Исторический наш музей организовал выставку.

И, надо сказать, эта кулуарная выставка не могла похвастаться аншлагом – помимо случайно забредшей туда меня были там еще два-три человека пенсионного возраста, а где же, позвольте узнать, организованные группы молодежи, которые строем и под барабанную дробь внимательно осматривают патриотические экспонаты, в то время, как всесторонне подкованный гид показывает им и сабли князя Пожарского, и его же помятое стремя, и рассказывает о победоносном знамени, которое ничем, между прочим, не хуже того, что водрузили на Рейхстаге, но о нем как-то стыдливо умалчивают, почему?

Непонятные фигуры и неизвестные имена

Нам, детям чугунных богов, очень непросто разбираться в святых - нас воспитывали на других идеалах, но будем пытаться.

С одной стороны на знамени изображен Спас Вседержитель, а с другой - архангел Михаил и Иисус Навин, сцена из Ветхого Завета. Спас – понятно, но эти-то ребята тут при чем?

Знамя войска князя Пожарского
Знамя войска князя Пожарского

А дело в том, что после смерти Моисея, выведшего-таки еврейский народ из египетского плена, его преемником и вождём Израиля стал Иисус Навин.

На определенном этапе перед ним встала задача штурмовать Иерихон, населенный вражескими элементами, – это было одним из главных условий возвращения евреев в Землю Обетованную, но Иерихон был изрядно укреплен, поэтому задача эта была практически невыполнима.

И вот тогда к Иисусу Навину явился архангел Михаил и подробно рассказал, что нужно сделать, чтобы захватить город. Это событие и описано в ветхозаветной "Книге Иисуса Навина".

Именно архангел Михаил изображен в центре знамени, а справа от него присел на одно колено Иисус Навин, собираясь снять обувь. А зачем?

Текст на церковно-славянском написан по периметру знамени Дмитрия Пожарского, так что ратники могли прочитать историю Иисуса Навина прямо на полотнище:

«и видит (Иисус Навин), и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу:

сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал".

Можно предположить, что такой сюжет был выбран, чтобы подчеркнуть, что воинство под таким знаменем имеет божественную поддержку, что дело его правое и враг будет разбит.

Каким же образом сохранились эти древние и такие хрупкие артефакты, и попали по назначению?

До того, как оказаться в музее, знамя хранилось в Спасо-Преображенском храме села Пурех Нижегородской губернии – это было одно из имений Пожарского, а затем, в 1826 году, по распоряжению императора Николая I его передали в Оружейную палату.

Просвещенные люди впервые серьезно озаботились вопросом собирания и сохранения исторических реликвий еще в 19 веке, что позволило сохранить их немалое количество. Все ценные экспонаты свозились в московскую Оружейную палату.

Седло с прорванными стременами и сабля с булатным клинком и серебряным прибором поступили в Оружейную палату 26 марта 1830 года.

Сабля. Клинок Иран, конец XVI – начало XVII века. Прибор, ножны – Россия, первая треть XVII века. Серебро, сталь булатная, дерево, кожа, шелковые нити, ковка, литье, резьба, золочение.

Вещи были переданы в музей из Троице-Сергиевой Лавры с легендой, согласно которой они раньше принадлежали князю Пожарскому.

В 1861 году из собрания древностей князя Петра Салтыкова по высочайшему повелению в Оружейную палату была привнесена серебряная позолоченная водосвятная чаша с изображением Богоявления на мишени и надписью о вкладе ее князем Пожарским с сыновьями Петром, Федором и Иваном в Троицкий собор Александро-Свирского монастыря в 7137 (1628) году.

Чаша, дар князя Пожарского. Фото автора
Чаша, дар князя Пожарского. Фото автора

Пояснение. Фото автора
Пояснение. Фото автора

Не забывали и Исторический музей. Среди наиболее ценных экспонатов выделяется парадная сабля Пожарского, данная вкладом после смерти князя в Соловецкий монастырь и традиционно упоминавшаяся в числе его достопримечательностей. Она была передана в музей в 1924 году.

Парадная сабля князя Пожарского. Москва. Конец XVI – начало XVII века, длина клинка с рукоятью – 105 см, ширина клинка у основания – 3,9 см. Серебро, позолота, дерево, камни, сталь.

После осмотра выставки, покинув гостеприимные стены Исторического музея через загадочный выход из-под хвоста лошади маршала Жукова, я призадумалась: зачем устраивать выставку, на которую в Москве никто не ходит?

Вот такой у нас теперь выход из Исторического музея. Фото автора
Вот такой у нас теперь выход из Исторического музея. Фото автора

Другое дело в провинции – может быть, такая выставка стала бы для кого-то событием, запомнившимся надолго.

Почему нельзя организовать провоз экспонатов – их не так много – по всей стране? Ну, хотя бы, в те города, с которыми есть железнодорожное сообщение. Почему не сделать поезд-музей, где бы в нескольких вагонах могли путешествовать какие-то интересные и важные артефакты, и на них могли бы полюбоваться и жители других городов?

Ведь, все-таки виртуальный или увиденный на видео меч князя Пожарского – это совсем не тот, который весомо, грубо, зримо лежит у тебя перед глазами – вот я лично почувствовала разницу.

До него даже можно дотронуться - это если смотрительница отвернется.

Другие публикации о московских музеях и выставках можно найти здесь: #москва рт

Если Вам было интересно, поддержите канал. Буду благодарна за лайк, комментарий, подписку.