Влияние немецких коммунистов на массовую советскую культуру было особенно заметным в 1920-х и 1930-х годах. По всей стране комсомольцы носили куртки-юнгштурмовки с галифе, кожаными крагами и портупеями, как и их немецкие товарищи; по пьесам Бертольда Брехта и Фридриха Вольфа ставили спектакли и снимали фильмы советские режиссеры; молодые люди и девушки переводили на русский стихи Эриха Вайнерта и пели песни Эрнста Буша.
Иногда это влияние выходило за рамки советско-германского культурного обмена. Снятый по пьесе немецкого коммуниста Фридриха Вольфа фильм «Профессор Мамлок», например, после захвата Франции гитлеровцами оказал огромное влияние на движение Сопротивления. Причем, даже не в культурном плане, а вполне в практическом.
Напомню, что фильм этот был снят в 1938 году Адольфом Минкиным и Гербертом Раппапортом. Главным героем там был хирург еврейского происхождения, который интересовался исключительно работой, не замечая политических изменений в стране. Еще в начале марта 1933 года он ругается с коллегами и родней (его сын - коммунист) из-за политики, но вскоре сам становится жертвой нацистских реформ и резко меняет свое мнение.
Но французских зрителей из среды подпольщиков заинтересовал не столько сюжет кинокартины, сколько спрятанное внутри нее наглядное пособие по организации конспиративной работы. Там есть все: от рецепта по созданию подпольной типографии до руководства по распространению нелегальных листовок.
Герберт Раппапорт вспоминал пересказанную ему Фридрихом Вольфом историю французских антифашистов, попавших в лагерь для интернированных:
«Однажды в лагерь прибыла группа рабочих из Марселя. Они рассказали, какую встречу организовали рабочие Марселя прибывшему туда маршалу Петену. Петен проезжал по главной улице города под дождем антиправительственных листовок. Рабочие рассказали, что листовки разбрасывались «с помощью профессора Мамлока». Действительно, в нашем фильме показывалось хитроумное приспособление. Оно состояло из простой доски—на один ее конец помещались листовки, на другой—продырявленная банка с водой. Вода вытекала, и конец с листовками опускался. Они сыпались на голову прохожих. Марсельские рабочие, посмотревшие наш фильм, устроили такие приспособления на крышах домов по всему пути следования Петена».
Надо сказать, что это была не байка. Во французском музее Сопротивления есть любопытный экспонат, который представляет собой то самое «хитроумное приспособление профессора Мамлока». Правда, принцип работы тут, судя по всему, немного другой, потому что канистра с водой к катапульте не прилагается.
Даешь подписку на канал «Красный Фронтовик»!
Читайте также другие публикации:
Племянник Бисмарка, агитировавший воевать против Гитлера
Потерял руку в перестрелке, дрался с нацистами в рейхстаге, лишился зрения и слуха в гестапо, а расстрелян был в СССР
Безбожники по-немецки: самые верные последователи антирелигиозного Интернационала