Какие вопросы не стоит задавать своему духовному отцу или любому другому батюшке, рассказал игумен Нектарий (Морозов).
Нектарий Морозов, игумен:
Есть то, для чего духовник нужен, и есть то, для чего духовник не нужен. Безусловно, духовник — это не консультант в области экономики, права, а также в области бытовых, житейских или семейных вопросов, или вопросов ведения бизнеса. К священнику человек обращается для того, чтобы научиться жить жизнью христианской, жизнью церковной.
Священник — это человек, обладающий неким опытом в силу своей прежней деятельности или в силу светской профессии или какого-то жизненного опыта, или в силу ещё каких-то причин. И может дать человеку вполне дельный совет в разных областях. И, если у священника такая возможность есть, он, безусловно, ею воспользуется. Но в то же время обращаться к священнику, как к специалисту по какому-либо конкретному профилю, совершенно неуместно, с моей точки зрения.
В священнике, который становится нашим духовником, совершенно не стоит искать прозорливого старца или ясновидящего, или прорицателя, или оракула, который скажет нам такое, чем мы будем руководствоваться в житейских делах или бытовых вопросах. И вообще поиск прозорливых старцев как раз показывает непонимание человеком сущности христианской жизни.
Священник — это тот человек, который когда-то нашёл для себя ответы на вопросы, которые возникают при изучении Евангелия, в котором как раз и описано, как нужно жить по-христиански.
Когда люди приходят с вопросами, очень часто приходится им напоминать, что я — не юрист, я — не финансовый аналитик и не знаю курсы валют, я — не риэлтор и не разбираюсь в вопросах купли-продажи недвижимости и прочее.
Бывает, что люди задают вопросы, которые лежат вне области христианской нравственности. Например, пытаются спросить священника о том, делать или не делать пластическую операцию? Я порой поражаюсь, с одной стороны, наивности этих людей и, с другой стороны, их удивительной неделикатности.
Другое дело, когда люди приходят за благословением к духовнику на какое-то начинание или изменения в своей жизни, или на тот же переезд. Священник, благословляя, может поделиться какими-то своими мыслями, может от чего-то предостеречь. Потому что священнику часто приходится сталкиваться с разными ситуациями, и ему есть что сказать. Но, в любом случае, взвесив все плюсы и минусы, оценив все риски, принимать решение придётся самому человеку.
Я всегда вспоминаю архимандрита Кирилла (Павлова). Когда человек к нему приходил, он молился для того, чтобы Господь открыл ему свою волю относительно того, о чём он спрашивает. И бывало по-разному: он или сообщал какой-то ответ, или исходил из своего собственного опыта или по здравому уразумению, а мог ответить: «Не знаю». И он не смущался и не стеснялся этого.
Это редчайшие случай, когда священник может сказать ответ, который Господь ему открыл. Но это очень рискованно, потому что одно дело — сердце, очищенное от страстей подвигом и покаянием, другое дело — сердце человека, которое всевозможными страстями этот ответ притянуло. А таковы сердца практически всех нас.
Не лишне будет упомянуть о феномене лжестарчества, где может происходить следующее — человек хочет кому-то делегировать свои полномочия по принятию каких-то важных решений в своей жизни. Потому что не хочет брать на себя ответственность за них. И находятся священники такого типа, которые дают понять: «Я всё сделаю за тебя. Просто иди за мной».
И такие священники готовы на себя всё это брать. И не просто людьми руководить, а властвовать. Это люди определенного склада. Этакие гуру. Как ни горько об этом говорить, любой порок может найти для себя место, в том числе, и в православной церкви. Таких случаев в истории нашей церкви было немало, что впоследствии приводило к созданию сект или образованию каких-то направлений ересей. Но и в наши дни такие случаи тоже встречаются.
Если же брать обычного, нормального священника, который не хочет быть гуру, то, безусловно, он будет говорить людям о том, что ответственность за то, что вы делаете, лежит на вас. И решение принимаете вы. А я — всего лишь человек, который помогает вам принять решение. Но ни в коем случае не принимает его за вас. И когда такому священнику кто-то пытается навязать принятие решения, естественно, он будет от этого отстраняться.
Бог создал человека свободным. Господь наделил его этим даром, и Он у него его не отнимает. Поэтому человек не должен терять его нигде, в том числе и в церкви. И человек в церкви не должен превращаться в какого-то ребёнка, который двух шагов не может сделать, чтобы священника о чем-то не спросить.
Но… Если я начинаю заниматься каким-то делом, и я знаю, что кто-то этим делом начал заниматься раньше меня, приобрел в нём определенный опыт, мастерство, будет крайне неразумно, если я решу всё сделать сам. Ведь рядом есть человек, у которого я могу научиться. Естественно, я буду спрашивать, советоваться, говорить с ним. Чтобы чему-то научиться.
Священник для человека — это не только советчик и наставник. Это ещё и носитель традиции. И ему эту традицию передаёт. Что это за традиция? Традиция христианской жизни в мире, который нас окружает. Священник сам пытается научиться жить этой жизнью. И пытается помочь человеку ответить на вопрос: «Как мне жить по-христиански?»
Так же, как родители помогают своему ребёнку. Но ребёнок не остаётся ребёнком навсегда. Он вырастает. И в церкви человек не должен оставаться ребёнком. Он должен расти и вырастать.
Ещё статья: Как правильно начать изучать Библию? Объясняют священники.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение