Найти тему

Чем для Михаила Задорнова обернулось знакомство с колдуньей

Чем для Михаила Задорнова обернулось знакомство с колдуньей

Когда я это всё услышал, у меня буквально мозг взорвался. Я же оказался просто лохом по сравнению с этим дедом».

Это интервью Михаил Задорнов дал нам незадолго до своей кончины. Журнальный формат не позволял дать его в полном виде, поэтому многими интересными моментами нам тогда пришлось пожертвовать. Сегодня мы публикуем его в том виде, в каком его утвердил сам Михаил Николаевич

Беларусь – это оберег России

В последние годы наш известнейший писатель-сатирик и драматург Михаил Задорнов неожиданно расширил своё творческое амплуа. Он по-прежнему пишет и публикует лирические и сатирические рассказы, юморески, очерки, путевые заметки и выступает на сцене. Но плюс к этому Задорнов всерьез занялся исследованиями истории славянских народов, их культуры, этимологии русских слов.

Михаил Николаевич, вопрос происхождения славян до сих пор не прояснён. А что касается праславянства, то тут вообще полная разноголосица. Например, кто-то располагает «колыбель» праславян в бассейне Вислы и Одры (Одера). Другие – в верховьях Днестра. Третьи – в болотах Припяти. А что по поводу праславян думаете вы?

– Очень правильно сказали – праславянство. Когда сейчас говорят, что все пошло от славян, – это безграмотный подход. Или утверждают: все языки происходят от русского. Тоже безграмотно. А вот праславянский... У нас нет другого, более точного термина на сегодняшний день. Поэтому я тоже говорю: «праславянский».

Есть, правда, термин «индоевропейская общность». Но эту общность придумали для того, чтобы скрыть факт: наш континент заселяли племена праславян, предки русских, белорусов, украинцев. Индоевропейцы – это слово не научное, оно – политкорректное. «Кто ты по национальности?» – «Я – индоевропеец». Бред, жирафопотам.

Я видел недавно документальный фильм Би-би-си, где сказали буквально следующее: «Славяне, коренное население Европы – потомки кроманьонцев». Они хотели нас тем самым унизить. И сели в лужу. Потому что кроманьонцы – люди каменного века – были очень высоко развиты. Развиты в гораздо большей степени, чем нам сегодня представляется. Они не были такими примитивными, как их специально нам преподносят.

Люди каменного века великолепно знали природу. Они жили в ней – как бабочки, как пчелы. Больше, чем мы, слышали, больше видели, больше чувствовали. И наследниками этих вот кроманьонцев стали множество праславянских народов. Позже в летописях мы увидим эти народы в Западной Европе под именем венедов и кельтов, а у нас – скифов, киммерийцев, сарматов.

Европейская Сарматия. «Восьмая карта Европы». Составлено по «Географии» Птолемея. Отпечатано: Страсбург, 1513.

Да, сегодня множество споров ведётся вокруг вопроса, откуда в Европе появились многочисленные праславянские племена. Точного, однозначного ответа нет. А почему бы не предположить, что эти племена, собственно говоря, ниоткуда и не приходили? Они просто шли вслед отступающему на Север леднику и заселяли освободившиеся земли, где сначала охотились, занимались рыбной ловлей и добывательством, а потом стали пахать и сеять хлеб.

Венеды, которых я упомянул, заселяли почти все европейское пространство уже к середине III тыс. до н.э. В Большой советской энциклопедии значится, что венеды – это славяне. Это неверно. Венеды – это один из праславянских народов. И главное – все эти народы составляли единую общность, с единым языком и общими богами.

Археологи заявляют, что, мол, этой общности не существовало, поскольку материальная культура у племен, обитавших в Европе, была разная. Но это не аргумент. Скажем, у нас в Юрмале рядом стоят три дома: мой дом – деревянная изба, суперсовременная в американском стиле вилла Лаймы Вайкуле и шикарный эклектичный особняк украинского банкира. Вот лет через 500 археологи проведут на месте наших участков раскопки и будут гадать: к какому же народу отнести обитателей этих построек?