Абстракционизм для нашего общества довольно спорное явление — около 60% россиян не понимают смысла современного искусства, показали результаты исследования Московского музея современного искусства и книжного сервиса MyBook. А теперь давайте представим, насколько сложна была жизнь свободных художников в СССР, когда жёсткий цензор рассматривал каждую работу под лупой.
Самый яркий пример это событие, вошедшее в историю нашей страны под незамысловатым названием — «Выставка бульдозеров». По истине, это событие вызвало широкий общественный резонанс в Западном мире. Так как все тематические закрытые мероприятия должны были согласовываться с соответствующим органом, организаторы демонстрации подали документы на проведение смотра картин на открытом воздухе. Таким образом, им удалось обойти существующие ограничения, а союз художников не смог отказать — но рекомендовал выставку не проводить.
Оскар Рабин и Александр Глезер, главные организаторы, ожидали срыва акции — прецеденты неоднократно случались. Чтобы предотвратить любую остановку мероприятия, они пригласили западных журналистов и дипломатов — своеобразный сдерживающий рычаг для советской власти. После этого художники начали рассылать приглашения для всех желающих принять участие.
Здесь начинается самое интересное. 15 сентября 1974 года, приехав на место перфоманса в Беляево, творцы увидели группу людей без опознавательных знаков, которые проводили субботник. Многие участники потом отмечали, что вероятнее всего, это были сотрудники в штатском.
Между обеими сторонами завязался конфликт, и работяги сорвали выставку — бульдозеры ревели, а ряженые под местных жителей органы правопорядка ломали картины, задерживали художников и даже поднимали руку на журналистов. Корреспондент из New York Times и вовсе лишился зуба.
Естественно, в зарубежных СМИ на следующий день обрушился шквал критики в сторону советской власти. Никто не ожидал таких последствий, поэтому было принято решение позволить авангардистам провести выставку ровно через две недели в Измайловском парке. Мероприятие посетили около полутора тысяч человек — в дальнейшем именно после этого события жизнь московских художников стала более свободной.
А вот как вспоминал эту историю заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС Анатолий Черняев:
«Позапрошлое воскресенье одиннадцать художников, в том числе те, кто не раз по указанию министерства культуры выставлялись за валюту (в пользу государства, конечно) в Нью-Йорке и Лондоне, задумали на каком-то пустыре, на окраине Москвы сделать вернисаж. Предварительно они обратились за разрешением в Моссовет. Ответа не получили и решили, что молчание - знак согласия.
Их беспощадно разогнали с помощью пожарных шлангов и бульдозеров. Картины были конфискованы, некоторые раздавлены. Двоих забрали и посадили на пять суток, а иностранных журналистов и одного дипломата помяли. Дело это мгновенно получило международную огласку. Газеты и "Голоса" подняли большой шум. Братские газеты "Юманите", "Унита", "Морнинг стар" и даже "Ланг ог фольк" выступили с осуждением, заявив при этом, что они, компартии, будут вести "совсем иную культурную политику", если придут к власти.
Через несколько дней картины художникам вернули. Извинились. Разрешили вернисаж в парке Измайлово. Оказывается, Александров-Агентов написал возмущенную записку Брежневу. Смысл ее примерно такой: до каких пор мы будем себе срать в карман? Тут же было велено разрешить выставку и наказать виновных, вероятно. водителей бульдозеров».
Если вы узнали для себя что-то новое, ставьте лайк и пишите обязательно об этом в комментариях!