Основы маркетинга: понимание, термины, принципы, концепции.
Понимание:
Маркетинг-процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций.
Маркетинг, как дисциплина включает в себя все действия, которые компания предпринимает для привлечения клиентов и поддержания с ними отношений. Взаимодействие с клиентами также является частью работы и может включать написание писем с благодарностью, быстрый ответ на звонки и письма, а также встречи с клиентами. На базовом уровне маркетинг стремится подобрать продукты и услуги, которые необходимы клиентам. Подбор продуктов и услуг в конечном итоге обеспечивает рентабельность.
Основные принципы маркетинга:
Основные положения теории маркетинга, обеспечивающие реализацию его главных целей. К наиболее общим принципам относятся: 1) обеспечение соответствия производства и продажи товаров и услуг потребностям потребителей; 2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей; 3) разработка и наличие предложений, пользующихся спросом на рынке; 4) совершенствование и обновление выпускаемой продукции требованиям рынка; 5) использование гибкой стратегии и тактики реагирования на изменяющийся спрос.
Основные концепции маркетинга:
1) совершенствования сбыта (продаж) (concept of sales) –Концепция совершенствования сбыта (продаж) исходит из понимания менеджмента, согласно которому потребители по своей натуре никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую предприятием продукцию, поэтому оно должно вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать на рынок свою продукцию. Эта концепция представляет собой широкую систему стимулирования сбыта, которая включает в себя технологии интегрированных маркетинговых коммуникации (ATЛ, БTЛ, PR). Эта концепция именуется также интенсификацией коммерческих усилий.
2) совершенствования производства (production concept) – концепция управления маркетингом в ситуации, когда потребители отдают предпочтение товарам, которые имеются в продаже, пользуются спросом и доступны по цене. В этом случае целью компании является совершенствование производства этих товаров, снижение издержек.
3) совершенствования товара (product concept) – концепция управления маркетингом, при которой компания нацелена на повышение качества и совершенствование свойств и характеристик, предлагаемых потребителям товаров. Проработанный вариант идеи товара, выраженный в форме ответов на следующие вопросы: что продается? (основные характеристики товара), кому продается? (целевая группа потребителей), как продается? (ценовая политика, маркетинговая политика, прогноз относительно уровня продаж). Точка зрения, что потребители отдадут предпочтение тем товарам, качества и свойства которых постоянно улучшаются, поэтому главную цель и задачу компания видит в совершенствовании своей продукции. Концепция основывается на том, что каждый товар имеет определенное качество и цену, и поэтому нуждается в своей программе маркетинга, отражающей его специфику.
4) коммуникативности (communication сoncept) – одно из сравнительно новых направлений в теории и практике маркетинга, предполагающее, что фирма должна создавать и поддерживать необходимые двусторонние связи с внешней средой (рынком, покупателями, общественностью, государственными органами), прямо или косвенно оказывающей влияние на ее деятельность.
5) «черный ящик» (black box concept) – заимствованная из кибернетики «модель», при которой мотивы, критерии и установки, повлиявшие на решение о покупке, во внимание не принимаются, так как считается, что они совершаются внутри сознания и психологии человека, как бы, в «черном ящике». Поэтому нельзя до конца познать или предсказать процесс принятия решений покупателем.
6) стратегического маркетинга (strategic marketing) – основана на приоритете потребностей покупателей и одновременно наличии конкуренции в отличие от концепции маркетинга, ориентированной на потребителей.