Опять в шапке главных новостей дня: очередной высокопоставленный чиновник заявил о необходимости отмены ЕГЭ.
На этот раз с таким предложением публично выступил Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета. По его мнению, ЕГЭ необходимо срочно отменить и вернуться к прежней системе выпускных и вступительных экзаменов, поскольку советская школа образования "была лучшей в мире, это все признавали всегда, и на это должны быть направлены наши законодательные предложения".
Однако если принять его (и далеко не только его) предложение и одним махом взять и разделаться с ненавистным ЕГЭ, то что мы получим? Вернется ли при этом лучшая в мире система образования? Избавимся ли мы от необходимости привлекать репетиторов, натаскивающих на экзамены? Может быть, школа снова начнет лучше учить?
И мы понимаем, что - нет... Слишком много всего поменялось за эти годы. Поменялись школьные программы и учебники. Учитель стал поставщиком образовательных услуг, который боится сделать замечание нерадивому ученику, снизить оценку, дать дополнительное задание. Школа потеряла свое прямое предназначение - теперь это место для передержки детей... Не везде, конечно. Но неравнодушному родителю приходится приложить большие усилия, чтобы не только найти хорошую школу своему ребенку, но и держать все годы обучения руку на пульсе...
При всем этом утверждать, что корень зла - именно ЕГЭ, по меньшей мере, наивно. ЕГЭ - всего-навсего вид итоговой аттестации. И противники ЕГЭ почему-то забывают, что он заменяет собой не только выпускные, но и вступительные экзамены в вуз.
Но неужели так хочется вернуть ту чудовищную коррупцию, блат и вопиющую несправедливость, процветавшую при приеме в вузы?
Наиболее часто это встречалось в конце 80-х - 90-е гг. Дети "нужных" людей поступали в лучшие вузы на популярные факультеты без особого напряжения, а остальные искали "лазейки" для подстраховки в виде репетиторов из приемной комиссии. Ведь нечистые на руку члены комиссии при надобности могли завалить на вступительном экзамене даже самых способных и знающих абитуриентов, чтобы высвободить место для "своих".
Была и у нас такая преподавательница. Председатель приемной комиссии. Ее имя передавалось шепотом среди заинтересованных родителей, и счастливы были те, чьи дети в выпускном классе могли попасть к ней как к репетитору.
Не учила она почти ничему, так, повторяли что-то из школьной программы. Деньги за занятия она брала немалые, но если бы дело ограничивалось только этим!
На первом же занятии она выясняла, где работают родители ее учеников, чтобы понимать, чем они смогут ей "помочь".
Родители бесплатно делали ремонт в ее квартире, дети были на постоянных побегушках по ее личным делам: гуляли с собакой, копировали материалы для преподавательской деятельности, выслеживали ее загулявшего сына.
Все эти пожелания она декларировала постоянно безо всякого стеснения, и идя на очередное занятие, ученики гадали, о какой бесплатной дополнительной услуге она заявит на этот раз.
Ну а после поступления чад на вожделенный факультет родители дарили преподавательнице золотые украшения, водили в ресторан.
В комментариях к статьям о вступительных экзаменах и ЕГЭ читатели приводили много подобных примеров.
А сейчас выпускник, сдавший ЕГЭ, может не только подать документы в несколько вузов, но и воспользоваться этими результатами в течение четырех (!) лет. Может пересдать один из экзаменов, если баллы невысоки, и попробовать перепоступить на следующий год (в прежние времена пришлось бы пересдавать ВСЕ вступительные экзамены).
В общем, как бы ни ругали ЕГЭ, но он куда удобнее и справедливее прежней системы поступления. И совсем не с него надо начинать, если мы хотим вернуть тот, советский уровень образования.
Но радует то, что первый шаг уже сделан - на законодательном уровне недавно принято исключить понятие "образовательная услуга".