Найти в Дзене
Светлана Россинская

ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ: ТРИУМФ ВОЛИ

Вечер милосердия в библиотеке «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» на примере судьбы уникального русского художника- иконописца, безрукого и безногого По книге Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния». К 3 декабря - Международному дню инвалидов. Развернутый анонс

Людвиг Ван Бетховен, Сара Бернар, Кутузов, Рузвельт, Тулуз-Лотрек… Есть люди, о которых мы привыкли думать как о недосягаемой высоте. Люди, с которыми невозможно сравнивать себя. Гении, которые покорили мир своими уникальными возможностями и способностями. Каждый из них прожил удивительную жизнь, изменившую мир и не закончившуюся с ее земным сроком. Но в этой жизни каждому из них пришлось преодолевать непоправимый физический недуг, ведь каждый из них был… инвалидом.

По традиции, 2 декабря 2021 года, в канун Международного Дня инвалидов, в библиотеке «Фолиант» пройдет ежегодный вечер милосердия с приглашением читателей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году он будет называться так: «Григорий Журавлев: «Сию икону писал зубами»» и представит собой своеобразный психологический практикум на тему: «Как перестать себя жалеть и победить внутреннего нытика?»

-2

Посетив библиотеку в этот день, читатели побывают на презентации жизнеутверждающей книги Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния».

-3

Чуть больше узнают о судьбе нашего земляка, жившего во второй половине 19 века, безрукого и безногого иконописца Григория Журавлева. Послушают и посмотрят видеозапись музыкального выступления Светланы Копыловой, исполняющей авторскую песню «Калека», посвященную его жизни и творчеству.

-4

Давайте и мы с вами вместе с читателями библиотеки «Фолиант» почитаем книги, написанные о художнике, посмотрим репродукции его икон и на примере его биографии попробуем научиться принимать жизнь такой, какая она есть. Поучимся получать от неё удовольствие, несмотря ни на что. Ведь в этом и есть её смысл - уметь проживать свои дни в гармонии, мире и радости.
Итак.

Он не имел ни рук, ни ног…

Будущий художник - иконописец Григорий Николаевич Журавлёв (1858 - 1916) родился в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии. От рождения он был лишен рук и ног, творил, держа кисть в зубах. Его судьба - это яркое свидетельство простого и сложного, чудесного и обыкновенного преодоления неумолимой природы и самого себя.

Способность к рисованию у Гриши проявилась уже в раннем детстве. Будучи совсем маленьким ребёнком, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома, пытаясь своим детским умом проникнуть в самую суть вещей и событий. У окружающих даже возникало ощущение, что страдающий ребенок видит многое такое, чего другие не видят.

Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Помогал ему во всем брат Афанасий. Учеба мальчику давалась легко, он успевал по всем предметам, писал, держа ручку в зубах.

Когда Гриша подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию, хотя подтверждающих это факт документов не осталось. Кроме гимназии, Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера одобрительно похлопывали Гришу по спине и покачивали головами. Они то и стали его учить мастерству тонкой иконной живописи.

Поначалу это было очень трудно. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска лежала на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц, и кисть вынуть изо рта было невозможно. Грише удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца.

Нерукотворные иконы

В двадцать два года Григорий закончил Самарскую гимназию, возвратился в родную Утёвку, где стал писать иконы на заказ.

-5

Несмотря на увечье, художник всегда пребывал в мирном расположении духа, ничто не омрачало его души. Весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. И совсем не походил на человека, обделённого судьбой, скорее наоборот, отличался необыкновенной силой духа.

Односельчане его любили, уважали, а написанные им образы расходились нарасхват. Подписывал он их так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утёвки Самарской губернии, безрукий, безногий». Люди ценили нерукотворные иконы Григория Журавлева.

К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утёвке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Проект церкви вызвал у Григория Журавлева некоторые возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам и была сооружена утёвская церковь, а потом Григорию предложили расписать стены внутри.

Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, от усталости болели мышцы, но он все-таки сумел завершить роспись купола. На лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы, от напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. От кисти, зажатой в зубах, постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы.

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и своими фресками прославил церковь на всю губернию. Были у художника и другие ответственные заказы.

В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя, в котором находилась икона св. Алексия, митрополита Московского работы Григория Журавлёва.

-6

Слух о необычном мастере дошёл до императора. Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург, прожил там три года. Для последней царствовавшей в России семьи он написал групповой портрет. Портретом Николай II остался весьма доволен: в благодарность назначил мастеру ежемесячную пенсию в 25 рублей золотом, а самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

У Григория появились средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал иконы сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с самых далёких окраин России.

В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной, особенно тяжелой болезни, ему привиделось, что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не станут нужны…

-7

Через три года именно так и случилось. Но Григорий этого уже не увидел. Он умер в конце 1916 года, перед самой революцией, в 58 лет. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма, на могиле поставили простой крест. Расписанный Григорием Журавлевым храм был закрыт…

Однако в 90-х годах 20 века начался его ремонт. Современные реставраторы, насколько возможно, постарались сохранить роспись Григория Журавлева. Был восстановлен и крест на могиле иконописца.

Сколько всего икон написал Григорий Журавлёв, точно неизвестно. Одна из самых известных его икон бережно хранится в Церковноархеологическом музее в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Эта работа, выполненная в традиционной классической манере письма, является образцом иконописных школ XIX века. На ней изображен св. Лев, Папа римский.

Главное - это то, что потом…

Жизнь и творчество удивительного человека Григория Журавлева вышли далеко за пределы Самарского края. Светлана Копылова написала о нем песню и часто ее исполняет.

Калека

(песня, посвященная Григорию Журавлеву)

Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,

Он человека был кусок: таким его уж создал бог.

Но у него была душа - большая, как воздушный шар.

Он всей душой любил того, кто сотворил таким его.

Он всё лежал или сидел, казалось, был он не у дел,

Он только песни петь умел, да в небо синее смотрел.

Но иногда отца просил, чтоб в церковь тот его сносил,

И в церкви пел он про того, кто сотворил таким его.

На жизнь свою он не роптал, глядел в окно, псалмы читал,

А кто калеку обижал, за тех молился. И прощал.

Ещё мечтал он рисовать, ведь мог он кисть во рту держать,

И рисовать он стал того, кто сотворил таким его.

Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,

Но приукрасил церковь он, взирал господь с его икон.

Ну, а потом его душа летела, как воздушный шар

Прочь от земли, под кров того, кто сотворил таким его.

Тольяттинская поэтесса Людмила Векшина посвятила иконописцу свою поэму «Сию икону написал зубами».

Самарский писатель Сергей Жигалов издал роман «Дар над бездной отчаяния».

-8

В нем есть все, что может тронуть сердце искушенного читателя. Основанная на реальных исторических данных, книга рассказывает о жизни и творчестве Григория Журавлева...

В аннотации к ней есть такие строки: «Явившись на белый свет без рук и без ног, он, казалось бы, был обречен. Но великая сила духа, труд до кровавых трещин на губах и полученный дар окрыляют его. Крестьянин, «обрубок человеческий» из глухого поволжского села оказывается у самой вершины грядущей русской голгофы. Он едва не погибает в Ходынской трагедии, встречается с императрицей Александрой Федоровной, знакомится с народовольцами-бомбистами, с Владимиром Ульяновым, разговаривает с Григорием Распутиным. Государь Николай Второй приглашает его написать нерукотворный портрет Царской семьи...»

О героической жизни иконописца писали журналисты В. Лялин и А. Малиновский, А. Праздников и Р. Улицкая…

-9

На нерукотворные иконы самарского крестьянина, поднявшегося вровень со знаменитыми живописцами, и теперь, через сто с лишним лет, молятся православные. Жители села Утёвка предлагают канонизировать своего земляка.

Как победить внутреннего нытика?

Что сказать в заключение? Основная задача каждого человека, далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд, - это способность быть счастливым, несмотря на физические недуги. Ведь когда человек счастлив, он добр, он и другим людям желает мира и счастья, в нём нет ни зависти, ни злобы, ни ненависти, ни ожесточения.

Жизнь проста на самом деле, это сами люди её усложняют. Получать удовольствие от жизни умеют далеко не все. Здоровые люди, не инвалиды, всё чаще застревают в своих негативных эмоциях, в переживаниях, в ожидании чего-то лучшего, большего, смотрят с надеждой в будущее, забывая о своём настоящем, превращаясь в унылых зануд и нытиков. Хотя ведь именно от настоящего зависит наш успех в будущем.
Что может сделать нас счастливыми здесь и сейчас? Чем мы можем порадовать себя, поднять себе настроение, и каким способом можем превратить нытика внутри себя в оптимистичного и жизнерадостного человека?

Психологи говорят, что, в первую очередь, начать нужно с умения замечать всё то хорошее и прекрасное, что уже имеется в нашей жизни.

Этим хорошим и прекрасным могут быть любые мелочи: пушистый плед, горячая ванна, интересная книга, вкусный чай, улыбка друга, звонок близкому и приятному человеку. Прекрасно и то, что родные здоровы, что идет дождь/снег/листопад, что светит/не светит солнце, что жизнь продолжается, несмотря ни на что.. .И как сказал поэт Есенин: «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство».

Однако, многие люди, возможности которых не ограничены здоровьем, к сожалению, теряют вкус к жизни, перестают замечать красоту этого мира, его уникальность и хрупкость…Это очень странно, ведь сама жизнь - это и есть чудо, подарок, который даётся на неопределенный срок! А многие живут так, как будто этот подарок дан им на целую вечность.

Иметь руки, ноги, быть живым, здоровым, слышать, видеть, чувствовать, прикасаться к чему-то или кому-то - это удивительные возможности, данные человеку! Поэтому проживать жизнь нужно в гармонии и в удовольствии. Не жаловаться, не хандрить, а развиваться, созидать, творить добро - одним словом, жить и радоваться.

«Красоту увидеть в некрасивом, разглядеть в ручьях разливы рек. Кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек», - эти строчки принадлежат Эдуарду Асадову, человеку, потерявшему зрение в боях за Севастополь в 1944 году.

Асадов получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо, и, к сожалению, даже после продолжительного лечения, врачи не смогли сохранить ему глаза. Но его воля к жизни была сильнее недуга, а стихи полны юмора и оптимизма.

Эдуард Асадов- это еще один типичный пример человека, умеющего жить счастливой жизнью, несмотря ни на что. А кто-то ноет от мельчайшей царапины на руке, при порезе пальца «Скорую» вызывает…

Как бы ни было трудно, задача человека - продолжать жить и любить жизнь. Потому что, пока человек жив, всё ещё можно исправить! Наше счастье - внутри нас самих, его нужно пробудить, услышать, принять и осознать.

Может быть, сначала для этого потребуется приложить немало усилий и воли.

Возможно, придется по чуть-чуть, шаг за шагом, выгонять из себя ленивого и депрессивного нытика, приучая его к дисциплине. А начинать надо с действий несложных - с прохладного душа по утрам, с прослушивания веселых песен, с подпевания им, с чтения двух-трех новых книг в месяц, с еженедельного просмотра одного - двух культовых фильмов, с маленьких шалостей и слабостей, с общения с веселыми, творческими , доброжелательными людьми, с вечерних прогулок с собакой. с заведения хобби, с заинтересованности в чем- либо или ком-либо.

И самое главное, внутренний нытик должен полюбить себя. Понять, что он достоин лучшей жизни, ярких эмоций и впечатлений, счастливых дней, путешествий, красивой и спортивной фигуры, взаимной любви и дружбы, благополучия во всех делах! И пусть уже сейчас ваш внутренний нытик отыщет что-то хорошее, что-то чудесное вокруг себя! Жизнь прекрасна и удивительна в каждый свой миг!

…Народная мудрость советует не зарекаться от сумы и от тюрьмы. Жизненный опыт заставляет добавить - и от болезни, от эпидемии. Случиться может всякое. Если вдуматься - доли секунды отделяют нас от тьмы или неподвижности. Иногда не трагическая случайность, а прожитые годы, наступающая третья пора оставляет человека в полном одиночестве и к тому же без единственной отрады - книг. Вот только в отличие от животных, люди, оказываясь в сложных ситуациях, продолжают жить.

Как? Это во многом зависит от тех, кто здоров.

Причём не только физически, но и нравственно.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Жигалов С. Дар над бездной отчаяния/Сергей Жигалов.- М.: «Сибирская Благозвонница», 2010. - 480с. - Тираж: 15000 экз.

Жигалов С. Дар над бездной отчаяния: Роман/Сергей Жигалов.- Самара: «Русское эхо», 2008.- 348с.

2. Жоголев А. Иконописец//Московский церковный вестник.- 1992.- №10-11 (июль).

3. Лялин В. Последняя надежда/Валерий Лялин.- СПб: Изд-во «Сатисъ», 2000.

4. Лялин В. Последняя надежда/Валерий Лялин.- М.: «Ксенос», 2014.- 80с.

5. Малиновский А. Нерукотворные иконы Григория Журавлева//Взор.- 2001.- №2.- Стр. 84-91.

6. Малиновский А. Радостная встреча: Докум. повесть/ Александр Станиславович Малиновский/Самара: "Самарское отделение Литературного Фонда России", 1997.

7. Праздников А. Силой духа и таланта//Советская культура.- 1991.- 27 июля.

8. Улицкая Р. Вдохновила Волга//Волжская заря.- 1996.- 19 января.

23.11.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant; 30-78-00