Найти тему
Матвей Мугир

Хаски. Кто прячется под личинами персонажей?

Анализ текстов Дмитрия Кузнецова.

А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Р. Барт, В. Маяковский, С. Есенин, Ф. Ницше, А. Рэмбо, В. Пелевин, А. Башлачёв, Е. Летов. Творчество этих авторов повлияло на Хаски. Часть анализа посвящена этому вопросу.

Говорят творчество Хаски мрачное. Ну да, многие медикаменты горьковаты. Однако тексты его говорят не только о недостатках нашего общества, но и о многом другом. О чём? А вот в этом мы попробуем разобраться при помощи анализа его лирики. Посему будем обращаться практически ко всему наследию Хаски, который имеется на данный момент. То есть по 2021 год.

Для начала хотелось бы сказать, что персонаж-рассказчик в текстах не является самим автором. И об этом нам говорит не только фраза "Убей, автора!" из трэка "Мультики", но и другие элементы. Известная статья "Смерть автора" философа Ролана Барта как раз об этом.

"Смерть автора" - постмодернистский литературный приём, используя который автор не давит своей индивидуальной моралью и автобиографичностью на создание образа. То есть, если персонаж желает "быть автоматом стреляющим в лица", то это желание не того, кто это написал. Но, сей факт вовсе не доказывает, что отношение к вещам и видение мира Дмитрий Кузнецов скрывает от своего слушателя.

Образование журналиста предполагает некоторую начитанность, что чувствуется в текстах Дмитрия Кузнецова. Это мы можем понять, наблюдая интертекстуальность в его работах. Речь пойдёт о ряде имён уже классических авторов.

Следующие стилистические приёмы, как аллюзии и реминисценции найдены мной в его текстах:

Пушкин у Хаски:

"Я помню чудное мгновенье
В похмелье чёрном и густом, как ежевичное варенье"

(Аферист)

Достоевский у Хаски:

Может быть я ошибаюсь, но мне напоминает заключительную сцену в "Идиоте", когда Рогожин и Мышкин лежат рядом с мёртвой Настасьей Филлиповной.

"Еще курок. Ты так прекрасна. Я целую в лоб тебя
И, вытирая кровь, кладу на паркет
Рядом ложусь. Еще курок. Мы спим и видим сон
И будем спать и видеть сон еще тысячу лет"

(Собачья жизнь)

В следующем тексте явно "Братья Карамазовы". Одним из братьев был Смердяков, но по причине невозможности считать его сыном, Павел Карамазов держал потомка лакеем. Таковым он был и в другом смысле, который видимо имел ввиду Хаски. Например такое мнение Смердякова о том, как если бы Наполеон одержал победу: "... кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе". Думаю, что Хаски вполне мог назвать лакеем Смердякова только за одну эту мысль.

"Одна пуля в Смердякова между лесенок бровей
Нахуя тебе свобода, сука, если ты лакей?"

(Бесконечный магазин)

Но вдумайтесь, Смердякову ли на самом деле предназначена пуля автора?

Ницше у Хаски:

"Бог умер" - Так кажется говорил Заратустра?

"Бог забыл, что его – нет, и явился мне
Сухой, сгорбленный старик, мы с ним увязли в спорах,
Ему стало плохо, его увезли на скорой"

(Сибирская язва)

Отчасти о том же и другой текст:

"Псы молятся, молятся о реванше
Их боги не то, что наши: они живы, они реагируют"

(Господин Собака)

Маяковский у Хаски:

Не знаю, нужно ли тут напоминать "а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?". Тут много Маяковского. Вспомнил ещё "шевелит ногами непрожёванный крик". Да и ритмика похожа.

"Это ноктюрн гниющих канав…
Этюд в колючих тонах дворам,
Где каждый хмырь тщедушный – атлант
Каждый подъезд дремучий – анклав

Неуклюжий, как динозавр
Город торчит из-под Октября"

(Детка-Голливуд)

И ещё Маяковский:

"Я отхаркиваюсь словами любви"

(Детка-Голливуд)

Есенин у Хаски:

Всё по образу и подобию новокрестьянской поэзии:

"А ты беги, кобыла, о брюхо выменем хлопая"

(Сибирская язва)

В есенинских "Кобыльих кораблях" так:

"Вёслами отрубленных рук вы гребётесь в страну грядущего".

(Есенин, Кобыльи Корабли)

У Хаски так:

"Ладони-вёсла сотни вёрст вяжут слепой фарватер".

(Отопление)

Здесь просто чувствую Есенина:

"Там, где лютует зима, мародерствуя
Постель моя черная, земля моя черствая
Если я здесь сгину, как жил - бедно и глупо
Прорасту тайгой на руинах этого клуба"

(Бит шатает голову)

Тут есенинский "Чёрный человек":

"Там лежит моя чёрная книжка
Я пишу туда чёрные сказки
Там живут мои чёрные люди
И живут свои чёрные жизни"

(Черным-черно)

Только Есенин пишет о своих личных проблемах духовного плана, а у Хаски скорее описание процесса создания набора персонажей, которые наверняка списаны с реальных людей. Это отражение действительности на холсте постмодерниста.

Кафка у Хаски:

У Кафки есть в "Превращении" такой момент, когда Грегор Замза просыпается насекомым. Кстати, в нашем переводе он жук. Но вернёмся от Кафки к Хаски.

"Не пойму я, как стал насекомым с языком".

(Алилуйя)

Помните, что "Насекомые" есть и у Егора Летова?

Артюр Рэмбо у Хаски:

Сначала фрагмент исследуемого автора:

"Мёртвый мрамор метро
Я сосу букву "О", разбираю языком
Колесо буквы "О", облизав ей лицо
Я ебу букву "Ё", потно схвачу поручень

Ебя букву "Я", чавкаю уютно"

(Владыка слов)

Теперь сравним с текстом Артюра Рембо "Гласные" в переводе Маршака:

"А — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый,

О — синий... Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я... А — черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е — белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, смех, гневом озаренный

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У — цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

О — первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

— Омега, синий луч и свет Ее Очей".

(Артюр Рембо "Гласные")

Егор Летов у Хаски:

Вот и добрались до современников. Все помнят "Моя оборона", там есть слова "пластмассовый мир победил".

"Из пластмассового мира потайное окно
Бэнг Бэнг. Жить – извращение"

(Бэнг Бэнг)

"Пуля-дура" конечно принадлежит авторству Суворова, однако в контексте социального протеста в лирике Хаски, "пуля-дура" служит неким мостом к наследию Гражданской Обороны, нежели к смыслу поговорки великого полководца.

"На пуле-дуре верхом голодным еретиком".

(Пуля-дура)

Теперь вспомним песню Егора Летова "Как в мясной избушке помирала душа".

И вот она в тексте Хаски:

"В мясной конуре рта дребезжит человечий вой".

(Человек в интернете)

Это даже какой-то сплав с Летова с Маяковским, творчеством которого вдохновлялся и основатель Г.О. На то она и классика.

"Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик".

(В. Маяковский "А всё-таки")

Пелевин у Хаски:

Без комментариев - название одного из ранних пелевинских романов.

"И это жизнь насекомых, наша жизнь насекомых".

(Бэнг Бэнг)

Теперь настал черёд сказать о технических литературных приёмах в творчестве Дмитрия Кузнецова. Я составил список только того, что мне видно. Вероятно есть какие-то ещё составляющие, но мой список таков:

1. Аллюзия, Реминисценция (о них мы уже говорили).

2. Ритмика

3. Рифма

4. Метафора

5. Историзмы

6. Анахронизмы

7. Жаргонизмы

8. Просторечия

9. Игра слов

10. Смешивание стилей речи

11. Образ

12. Голоса

13. Самоуничижение

14. Реализм

15. Элементы быта XXI века

16. Творчество

17. Имитация батла

18. Малая родина

19. Социофобия

20. Отвращение к женскому старению

21. Блядененавистничество

22. Тема Абортов

23. Болливуд

24. Уличная Мораль

25. Проблема разрушенных семей

26. Жестокость и юродство

27. Пьянство

28. Наркотики

29. Протест и политика

30. Гражданский протест

31. Самоубийство

32. Религия

33. Вдохновение

Ритмика у Хаски:

Говорить о ритмике в лирике хип-хопа или рэпа практически всегда абсурдно. Но в случае с Дмитрием Кузнецовым есть исключения. Например, первый текст "7 октября" написан в практически весь в классическом анапесте.

Анапест:

"Стол ломился от яств, и в оттенках минора купаясь, бухтели валторны
Захмелев, царь скучал, ковыряя фаянс близстоящей питейной реторты
Созерцая елейные морды Клевретов, филейные формы наложниц"

(7 октября)

Снова Анапест:

"Мёртвый мрамор метро Я сосу букву "О""
(Владыка слов)

Снова античная ритмика.

Хорей:

"Аллилуйя! Аллилуйя! Мы забыли вкус воды
Мои маленькие люди лишь солдаты пустоты
Аллилуйя! Аллилуйя! Я хожу гулять в нирвану
Ни одна из моих песен, блядь, тебе не по карману"

(Аллилуйя!)

Ещё Хорей (со второй всё ровно):

"Город опустел: все покончили с собой
Лишь сигнализации хохочут вразнобой
Всё расчеловечено, и, тоже хохоча
Я теку по улице, ненужный, как моча"

(Мир мух)

И опять Хорей:

"Укажите в протоколе: Чемодан на антресоли
Антресоли в коридоре В чемодане в целлофане"

(Частушки)

Теперь один из сложных ритмов, который любил римский сатирик Ювенал.

Дактиль:

"Воздух, который попробуй, прожуй
С телом моим обнимается мокро
В комнату тесную, как поцелуй
Небо, что форточник, втиснуло окорок"

(Шаг влево, шаг вправо)

Ещё Дактиль:

"Оползень образа смёл глаза с облика
Опухоль облака лопнула вполокна"
(Комната скомкана)

Из личного опыта знаю, что рифма в дактиле тяжко даётся (по крайней мере на русском). А тут ещё и ассонансная рифма в начале строки "Опухоль" с "Оползень" и в середине "образа" с "облака" и с "облика".

Рифма у Хаски:

Следующий элемент, делающий прозу стихами – рифма. Мы обратим внимание только на интересную, сложную рифму, которой у Хаски предостаточно.

"Все мы в конечном счёте удобрения.
Ты равнодушен к людям был, но поможешь растениям,

Пальцем по кремню, непреложная кара,
По тебе скорблю, ничтожный опарыш.

Мне бросит вслед больная паства диагноз,
Но я столь же сатана, сколь ты агнец
Вы все мертвы, я жив, к горлу подкатит желчь,
Запись в блокноте: Обезглавить, обоссать и сжечь".

(Пироман)

Перед нами дактилическая рифма, то есть трёхсложная стопа с ударением на первый слог – "удобрения" и "растениям". Хотя ритмика тут уже более свободная.

"Я не был дома так долго, но как только
Я окажусь там – вспомню всё сразу
Пускай костром пылает разум
Мечта – таблетка, если жизнь – спазм"

(Космолет)

Такие вот интересные ассонансы: "долго" с "только", "сразу"

с "разум" и "спазм".

"Вырос не бандитом, и, благо, не полицаем
Я летаю под дождём, ведь я влагонепроницаем"

(Карлсон)

Вообще хорошей или даже изящной рифмой считается рифма существительное – глагол, существительное – прилагательное, рифмуемые слова в разных падежах, и тому подобное. Это делает текст более насыщенным за счёт связки слов в предложениях. Так они вынуждены становиться в предложениях не однообразно, как если бы рифма была простецкой (сущ. + сущ. или гл. + гл. и т.п.). Вот так и рифмует Хаски: "полицаем" с "влагонепроницаем".

Бывает у него и весьма простая рифма:

"Тонировка BMW – камуфляж
Тонет в кресле человека муляж"

(Господин Собака)

Интересным по звучанию делает текст ассонансная рифма в середине строки:

"В храмах толпы навьюченных хламом
Топят горючим толстые ляжки в тонких брючинах.
Нам их не жаль – солнце умрёт, крошась на ломтики:
Каждому видимый упрёк: Поделом тебе!"

(Отопление)

Он рифмует: "храмах" с "хламом", "толпы" с "топят", "брючинах" с "горючим" и с "навьюченных". Далее "жаль" с "крошась". А тут (как у Маяковского и Хлебникова) рифма из двух слов: "ломтики" с "поделом тебе". У Хлебникова (приведу пример) рифмовалось "гордость" с "... гор даст".

"Быть может, нам новую гордость
Волшебник сияющих гор даст"

(В. Хлебников "Ветер – пение ...")

Снова по принципу разных частей речи – числительное с существительным:

"Где я глядел во все глазища, но увидел лишь одно
Бесконечные трущобы в бесконечное окно"

(Бит шатает голову)

Так же, существительные в разных падежах – "собака" с "заката". И глагол с существительным – "надорвалось" с "твоих волос".

"В комнате мы втроем; как нечаянный вор
Ангел в дверном проёме смотрит на нас в упор
Досыта наглядевшись, прячется, как собака
В мокрое полотенце пряничного заката
Ангельское сердечко набрякло-надорвалось
Он, как я, теперь утопленник моря твоих волос"

(Хозяйка)

Та же картина – существительные в разном числе и роде:

"Вагон метро, подъезд - и вниз, под одеяло.
Сном младенца захлебнусь в пучине чистых идеалов"

(Пироман)

Тоже отличный ассонанс:

"В белом экипаже - томная гримаса
В дымке макияжа - молодое мясо"
(Мармелад)

Далее по тому же принципу - наречие с существительным "черно" с "нутро", "собой" с "вразнобой":

"Черным-черно, черным-черно;
В час, когда меня не станет в мыслях ласковых твоих,
Я вздрогну в разбитом теле, ополаскивая рыхлое нутро
Какой-то дрянью, фаршированный собой.
По мостовой вожу ногами до смешного вразнобой!"

(Черным-черно)

Тоже ассонанс:

"Нарисуй на мне ножом свадебное фото
Пей мои стоны, будто краденую воду"

(Хозяйка)

Тут такая закрученная штука – "ежевика" с "ищет выход" и "молоко" с "окно":

"Её темечко - ежевика
Её шея, как молоко
Моя девочка ищет выход в окно"

(Детка-Голливуд)

Та же история (я всё ещё о хорошей рифме):

"Я себя немного помню, но вот-вот запамятую
Когда я себя угроблю, распишись за понятую"

(Алилуйя)

Аналогично - подряд идеальная рифма разных частей речи:

"В лимонаде твоем пузырек
Перед тем, как погаснуть, изрек:
(Никогда-нибудь)

Тоже красивая рифма:

Убегу эстакадами в дым
Как-то встав за стаканом воды
Грязная койка голодного варвара
Где-то в желудке вагона товарного"
(Крот 17)

Метафора у Хаски:

Вот мы подобрались к самой завораживающей в поэзии вещи – метафора.

"Всхлипывал ветер, скалился
Месяц-рогалик, твою улыбку урывками озаряя".

(Собачья жизнь)

"Скалился месяц-рогалик" - достаточно самобытно.

"Солнце нашло меня в набившей оскомину комнате".

(Собачья жизнь)

"В набившей оскомину комнате" получилось в духе Бродского, что вполне и ценно. Такое можно отнести к личным переживаниям. Достаточно ярко и красиво.

"Тоска уже взяла мой след, та еще гончая".

(Сибирская язва)

"Тоска" становится "гончей". Так вот можно представить тоску.

Ещё интересная метафора:

"Сугроб глотает ноги"

(Голубка)

Сразу у слушателя возникает ощущение вязкого мокрого снега.

Тоже здорово:

"А он, болтаясь, хватался за липкий воздух"

(Тайга)

Ещё такая вот индустриальная метафора:

"По венам теплотрасс, сквозь метастазы стекловаты"

(Моим людям)

Нечто кинематографичное. Проезд видеокамеры в недрах теплотрасс.

Тут смесь природной и индустриальной метафоры:

"Скоро моих невзгод кобра
Сломает зубы о его корпус".

(Космолет)

Социально и антропоморфно (это когда свойства человека переносят на свойства предметов, природных явлений и прочего):

"Набито панельное брюхо!
Панельного неба краюха!".

(Панелька)

Тут, кстати, в "небе краюхе" есть что-то от Александра Башлачёва.

Такая вот неприятная (с отвратительным запахом) пейзажная метафора:

"И смотрит в жидкое говно рассвета".

(Фюрер)

Тоже пейзаж:

"Досыта наглядевшись, прячется, как собака
В мокрое полотенце пряничного заката".
(Хозяйка)

Нечто влажное, будто тёплый вечер после дождя.

Использует современный сленг – "стрим":

"Бледный, как аскарида
Жрёт человечий стрим
Из обеденного корыта
Что такое тюрьма?
Стрим своего дерьма".

(Фюрер)

В "Черным-черно" интересная ретроспективная метафора:

"Между мной и разинутой
В зеве беззубом пастью сортира
Тянется, тянется горькой резиною
Пьяной слюны нитка строптивая
И кончается, истончается
Она кончится - сгину и я
На руку оплывает стена парафиновая
Эта нить - пуповина моя, в ней длины - половина меня
Опираясь о глянцевую
Белую грудь санфаянсовую
Пуповиной кулак опоясываю
И под русскую плясовую я выплясываю"

(Черным-черно)

Обратите внимание на устаревшие слова: "зёв", "строптивая", "сгину".

А как оригинальна метафора "Опираясь о глянцевую белую грудь санфаянсовую"? Гениально.

Санфаянс* (санитарный фаянс) - керамический материал, из которого изготавливаются раковины, унитазы, писсуары и биде.

Такие тяжёлые и мрачные метафоры, как мы любим:

"Накипь на дне погребальных вёдер
Мякоть внутри деревянных рёбер".

Миллион-миллион-миллион рваных лиц
Тёмный дотошный зной в сутолоке глазниц".

(Животворящий Флоу)

Или:

"Город, подняв застиранный ворот
Демонстрирует норов - улыбается
Выходит кислая издёвка
Солнце облизывает стёкла

Моя страна – бухой ребенок, наблевавший в варежку;
Ей холодно в снегу, и я бензином обливаю, жгу".

(Пироман)

"Моя страна – бухой ребенок, наблевавший в варежку" – такое смог сказать только Хаски. Странно, но очень живо. Варежка – символизирует зиму, рвота даёт реалистичный неприятный запах, алкоголь и ребёнок, а ребёнок этот -Россия.

С луной много кто экспериментировал конечно, но куды ж без луны то:

"За окном луна – надкусанный лимонный корабль".

(Господин Собака)

Ещё с луной:

"Луна-луна - сука одноглазая в пластиковом пенсне".

(Хозяйка)

Теперь солнце:

"Город опустел: Солнца грейпфрут".

(Мир мух)

Снова солнце:

"Солнце тает в окне, как харчок золота".

(Панелька)

Религиозный мотив, тема исцеления. Но чем? - "улыбкой безумия":

"Сатана - это мертвый ребенок
Мармелад - это бывшие кости
Меня лечит соленое время
Мне тепло под улыбкой безумия"

(Мармелад)

Мы ведь понимаем, что человек не может быть предметом? Ну, если только после смерти кто-то сделает из черепа шкатулку или пепельницу. Конечно же персонаж Хаски желает стать не конкретной вещью. Да и стрелять такой автомат будет не пулями.

"Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица".
(Пуля-дура)

Следующая метафора имеет цель поднять обывателя с дивана и заставить его жить и гореть:

"Вы замерзли? Я купил на всю зарплату керосина,
Чтоб зажечь вас, но вы тлеете у мониторов"

(Пироман)

Обратите внимание "на всю зарплату". То есть это говорится от имени персонажа, который работает где-то за оклад. Монолог явно не от лица автора. Вывод – это голос персонажа.

Туда же:

"Медленно мы тлели как остатки косяка".

(Никогда-нибудь)

Тут уже тема наркотиков всплыла, но об этом позже. Всё будет.

Такой вот гротеск у Хаски, и тема огня снова:

"Мой маршрут обозначит дыма чёрный исполин".

(Пироман)

Довольно душная метафора. Цели своей достигла:

"В землянке, тесной, как пальто".

(Фюрер)

А это, на мой взгляд, лучший текст у Хаски:

"Когда ты меня раскусишь, жжёный мой сахарок;
Выставишь с детьми нерождёнными за порог -
Я умою дымом глаза, слепые, как волдыри.
Везите меня вприпрыжку, трамваи-поводыри!"

(Черным-черно)

Оригиальное обращение (уверен, что это к девушке) - "жжёный мой сахарок".

"С детьми нерождёнными" – это о стихах видимо. "Глаза, слепые, как волдыри" – очень здорово. "Трамваи-поводыри" – то есть он не знает куда теперь, он ослеп морально, он разбит, он сам не свой, трамваи его везут, он движется без цели, без воли.

"Под раскаты удушливой музыки -
Я иду, ненужный самому себе".

(Мультики)

Есть "раскаты грома", или ещё чего. А у Хаски "раскаты удушливой музыки". О, сколько раз я такую музыку слышал. Именно удушливая. "Дым сигарет с ментолом" например.

Снова школа Маяковского (таково моё мнение):

"Воздух, который попробуй, прожуй
С телом моим обнимается мокро
В комнату тесную, как поцелуй
Небо, что форточек, втиснуло окорок
Я выхожу на костлявый балкон
Полдень вокруг застывает, как олово"

(Шаг влево, шаг вправо)

Слова вязкие, иссохшие и тяжёлые. "Воздух, который попробуй, прожуй" – я думаю такие метафоры достигают своей цели. "Костлявый балкон", "Полдень ... застывает, как олово". Одно – вещь с историей, другое - процесс.

Снова воздух, который не прожевать, но уже ночной:

"Но в кишке автострады куски непрожеванной тьмы
Ты катишь в машине груженной блядьми".
(Аферист)

Вполне распространённый в рэп-культуре образ. При этом, именно "Ты катишь". То есть, это даже не рассказчик катит.

Тоже интересная метафора, с буддийским оттенком:

"Мы только мухи в янтаре судьбы".

(Никогда-нибудь)

Смутная метафора:

"Камеры стыдливо прячут гаубицы глаз".

(Мир мух)

Чего могут стыдиться камеры? Я так понимаю камеры видеонаблюдения. Они теперь повсюду. Но стыдятся ли они? Нет. И почему именно "гаубицы"? Они что могут стрелять? Из непонятого.

Социальная метафора:

"Гражданской войны мясоликий бог
Фаршем на берцы налип, как мох
Младенцы в коробках из-под сапог

Ныряют оптом — прыг-скок в песок".

(Бесконечный магазин)

"Мясоликий бог Гражданской войны" – актуально во все времена. Из разряда вечное. "Ныряют оптом" – современный элемент. "Прыг-скок" – снова Егор Летов. А "мясоликий" вполне по-гомеровски. Это у Гомера были "светлокудрые", "тучнобёдрые" да "медноострые".

А тут потусторонне звучит:

"В капсульной гостинице под землёй
В развалинах рта колосится вой
Будто где-то форточка плачет
Ой, это заворочался пращур мой".

(Реванш)

Очень живо и апокалиптично.

"Грязная койка голодного варвара
Где-то в желудке вагона товарного
Мимо – рожи похмельные заспанных изб
Вылезу, вылижусь на станции Икс".
(Крот 17)

К слову, у Хаски много собачьего, как тут - "вылижусь". Потом. Только что была "кишка автострады", теперь "желудок вагона". У него есть всегда что-то перекликающееся. Но была "кишка электрички" и у Егора Летова. Школа.

Историзмы и Архаизмы у Хаски:

Теперь посмотрим на ещё одну особенность поэзии Хаски – историзмы. С ними следует всегда быть на стороже, потому, что в контексте можно запросто ошибиться. Например, относить текст к одному времени, а использовать слово, которое ещё не существовало в это время. И наоборот. Анахронизмы случаются. Но, они могут применяться намеренно исключительно в юмористическом виде. Сарказм и сатира это же тоже юмор?

Анахронизм*– в исторической науке, литературе, кино – ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии. В переносном смысле – что-либо несовременное, пережиток старины.

Архаизм* - например, раньше называлось выя, теперь шея (то, что просто стали называть иначе).

Историзм* - например, был кубок, теперь его сменил бокал (то есть тот предмет, который исчез из современности, он конечно может находиться в музее или быть изготовлен реконструкторами, но в быту его уже нет). А кубок для награждений спортсменов это уже другая история.

Фрагмент:

"Вздымает кубок под беленый купол
За царскую власть за челяди глупость"

(7 октября)

Я не просто заостряю внимание на тексте "7 октября". Во-первых, песня оригинальна даже для Хаски, не говоря о русском речитативе вообще (так условно назову рэп и хип-хоп культуру). Чем оригинальна? А историческим контекстом и социальным протестом. При этом она о современной власти, и собственно о дне рождения В. Путина. Оказывается наш президент Весы по зодиаку. Никогда об этом не думал раньше. Трэк весьма особенный, тем более у него позже явился двойник (рассмотрим ниже), и теперь первый можно считать за дух предка вещающего из мира иного. Но вещает он о том же, что и второй.

Тут вам и "явства", и "кубки", и "челядь", и "бесы с хоругвями" (интересная, к слову, социально-философская метафора), и "холуйство" (слово ещё в ходу, но уже в более широком смысле). Вот и "десница" (правая рука), и "чело", и "почить" (покоиться, уснуть), и "сиречъ" (то есть), и "аки" (как), и "глаголет языком холопа". Это всё можно отнести к X-XVII векам. То есть совсем устаревая лексика.

Фрагмент:

"Все в едином порыве слепого холуйства
Пьют за безмолвье и страх захолустья
Вдруг падает ниц чиновник –
Первый в толпе изувеченных алчностью лиц,
Целуя царёву десницу, челом бьёт".

(7 октября)

В тексте "7 октября", кроме устаревших, есть масса слов давно вошедших в русский, но актуальных по сей день. Фаянс, конвульсия, атмосфера, архитектор, рупор, богема, светский, марионетка, карьерист, апологет, рюмка, юбилей, овчарня, шахта.

Из более позднего времени появляется "валторна", которую мы услышим в оркестровой музыке только в XVIII веке (заимствовано из итальянского французами, а уже у них русскими). "Фаянс" из того же века (заимствовано из французского). "Реторта" – конец XVIII века (заимствовано из немецкого). "Клеврет" (церковно-славянский). "Конвульсия" (из латинского, но заимствовано в XVIII веке). "Атмосфера" (греческое слово, но появилось тоже достаточно поздно). "Архитектор" (греческое, но заимствовано в конце XVII века из польского). "Рупор" (из голландского в XVIII веке). "Богема" (появилось аж в XIX веке именно в этом значении). "Светский" (тоже XVIII век). "Марионетка" (из французского в XVIII веке). "Карьерист" (из французского в XIX веке). "Император" (первый в России был Пётр I, то есть XVII век). "Апологет" (из греческого, через латинский, в европейские языки, а позже и в русский). Титул "Кесарь" не применялся по отношению к русским царям. "Рюмка" слово от древнерусского "ромейка", но означает римский стакан. "Фанфарон" (из французского, тоже приблизительно тот же XVIII). "Юбилей" (из латинского, через французский аж в XIX веке). "Застой" (древнерусское, но здесь скорее всего из советского лексикона). "Жандарм" (из французского в XVIII веке). "Овчарня" (овца происходит от латинского ovis, заимствовано в IX или X веке). "Шахта" (из немецкого в XVIII веке) - "Покуда копают шахтёры".

Такой разброс по векам можно объяснить тем, что Хаски использует всю эту смесь слов, относящихся к разным периодам русской истории, с целью показать продолжительность социальной проблемы, о которой идёт речь в тексте "7 октября". Это антимонархический протест и сравнение его с современным строем. Дескать ничего не изменилось в лучшую сторону. Народ батрачит, а правящий класс жирует и держит народ за скот.

Анахронизмы у Хаски:

В лирике Хаски не всегда всё гладко. Случаются и анахронизмы. На мой взгляд опять же. Употребление церковно-славянских слов вроде "дщери" или "во чреве" в контексте совершенно не относящимся к библейской теме. Хотя как посмотреть.

"Быть может, это молодые дщери".

(На что я дрочу)

"Я не знаю, как он выглядит
Хоть я во чреве его выходил".

(Крот 17)

Впрочем оба эти текста на мой взгляд полнейшая галиматья (Крот 17 и На что я дрочу). А описание полового акта с В. Путиным так это и вовсе зря.

Игра слов у Хаски:

"Лава" и "Лавра":

"В тараканью лаву или в тараканью лавру?".

(Тараканий Бог)

Тут скорее пародия на скороговорку:

"Так смердит труп, будто сгнил скунс или скис суп".

(Мир мух)

"День" и "Дно":

"Закончится кровь – мы напишем гноем
И в каждом новом дне новое вижу дно я".

(Собачий вальс)

Тут именно день имеется ввиду, ибо если бы имелось ввиду дно, то было бы так "И на каждом дне ...". Я просто где-то читал иное мнение. Нельзя сказать о дне (колодца или моря) "В дне". В противном случае это ошибка. Так что Хаски имел ввиду именно "День".

Тоже похоже на скороговорку:

"Из обломков облаков Бог как боеголовка".

(Пуля-дура)

И последняя:

"Комната скомкана, стон окна сон-трава
Контратака утра в контурах города".

(Частушки)

Жаргонизмы у Хаски:

"В прессе – молчок, а, значит – ссут

Прикинь, сколько таких жмуров"

(Тайга)

Тут вроде всё и так ясно.

"Как жизнь моя безобразная катится по пизде".

(Хозяйка)

Вот кстати, это недавний жаргон "катится по пизде". Я раньше не слышал такую фразу. Ему лет десять всего.

"Он снимает лицо, он ныряет в машину,
Он едет к барыге, чтобы
Его новый мальчик жрал
Кокаин с его бритой солёной жопы".

(Человек в интернете)

Тут только "барыга". И слово старенькое уже. А вот ситуация лгбтэшная это уже что-то недавнее. Хаски же не о частном случае?

"Катая жигою гашло"

(Фюрер)

"Гашло" – это просто гашиш, на сколько я понимаю.

"Но на том, как тебя люблю и как жить без тебя очкую;
Хмельную взглотну слюну и ебало в стол забычкую".

(Черным-черно)

"Очкую" тоже ещё в девяностых слышал.

Смешивание стилей речи у Хаски:

В текстах постмодернистов это давно норма. Раньше считалось стилистической ошибкой. У каждого персонажа был свой словарь. Вор и убийца говорил, употребляя жаргон, дворянин мог обращаться иногда и на французском (к примеру), но русская речь при этом была полноценной. Простолюдин коверкал слова даже специально, употреблял много просторечий. Но теперь всё смешалось. И у Хаски можно встретить такие коктейли:

"Спрячу ящик пандоры под ебальник фартовый".

(Все псы попадают в рай)

То есть "ебальник фартовый" из уголовного жаргона и "ящик пандоры". Дело конечно хозяйское.

Образ у Хаски:

Убедимся, что кажущийся Дмитрием Кузнецовым образ это созданный им персонаж.

"И чтоб поттянуться на лестнице
Мне не хватает руки"

(Ай)

Во первых нам действительно кажется, что это сам Хаски бухал неделю и утомлённый алкоголем и душевными муками сидит в грязной комнате и произносит: "Ай ..... Ай ....". Но у этого персонажа нет руки, он инвалид. А у Д. Кузнецова всё нормально в этом плане. Да и вряд ли он вообще когда-нибудь так пил.

"Быть кем угодно, но не собой

Только не собой"

(Мультики)

Вот ещё фраза подтверждающая его многочисленные роли.

Просторечия у Хаски:

На всякий случай дадим справку:

"Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами".

"Достану сигу и на плеере зарядку зыркну".

(Все псы попадают в рай)

"Зыркну", то есть гляну. Я бы и "сигу" отнёс к просторечиям.

"Давай скрутим в газету наш неустроенный быт
Чтоб ты скурила, улыбаясь, как привыкла, невзатяг".

(Отопление)

"Невзатяг" тоже слово старенькое уже.

"Столько новых и старых
Суетливых типов и взбалмошных бикс"

(Бэнг Бэнг)

"Типы" и "биксы" наверное тоже слова сленговые. Назову их просторечиями. Больно они простоваты.

"Знать ту самую палатку в околотке
Давиться полторахой на коробке
Дым кусками засовывать в горло
В день, когда по особому перло"

(Панелька)

Вот "полтораха" - дитя начала двухтысячных. Связано с тем, что стали продавать пиво в полуторо-литровых бутылках. "Прёт" или, как у Хаски "пёрло" тоже слово очень старенькое. Мне кажется это уже давно просторечие. Раньше слово составляло наркоманский жаргон. Теперь индивидуум из любой социальной группы может его употреблять.

"У тебя есть два сердца, то бишь их нет"

(Детка-Голливуд)

"То бишь" тоже старое очень.

"Ты засыпая лениво пялишь
В рябую рожу телека".

(Мультики)

"Пялишь", "рожа", "телек" – целый набор.

"Закуси нет, и мы сольёмся в поцелуе".

(Алилуйя)

"Закусь" тоже просторечие я считаю.

Вообще в текстах Хаски просторечий не мало. Он использует их для эмоциональной окраски, для обозначения определённого времени, для живости персонажей.

Реализм у Хаски:

Старая школа реалистов. Диккенс, Толстой, Достоевский ...

Контраст:

"Где-то – шампанского брызги, аншлаг, спектакль,
А баба Люся утром с коромыслом, как всегда".

(Голубка)

Тоже горькая правда жизни:

"В зеркале забитая старуха, жизнь – разбитая скорлупка
Миска супа, калитка, халупа".

(Голубка)

Тут уже метафизический реализм:

"Неизгладимая печать среды?
Хуйня. Тебя ж никто не просит стать святым
Неужели я? Неужели тут?
Проснись, твои сорок дней уже идут".

(Тайга)

Повеяло загробным холодком школы Мамлеева.

"Мама, я боюсь твоих рук неухоженных
Мама, уедем отсюда, ну что же мы?..
Догадайся, отчего я больше не весел:
Наша тайга с самолёта похожа на плесень".

(Тайга)

Тоже реалистично, социально и немного бунтарски. Персонаж не может так больше жить. Он готов что-то менять. "Мама, уедем отсюда" – как выход из ситуации.

"Немного солнца в твой заплеванный район".

(Моим людям)

Именно "заплеванный". И "панелька" и "тайга, похожая на плесень" - реализм одного рода.

Тоже контраст:

"Жизнь – марафон на поле минном,
А не променад в оранжерее"

(Моим людям)

Вот в том же тексте, но уже позитивно, бойцовски:

"Сколь ни была бы глубока клоака,
Мои люди непотопляемы".

(Моим людям)

"Вот он – город тихого пьянства и безотцовщины
Работный дом, где общее счастье и беды общие
Где босая темень, ненависть до мозга костей,
Бронзовый тельник да промозглая степь".

(Все псы попадают в рай)

Целый ряд социальных проблем: пьянство, разрушенные семьи, улица. Среда, которая оказывает влияние и давление на человека.

Снова о пьянстве и среде:

"(Ай) Музыку сломанных глаз
(Ай) Музыку желтого снега
(Ай) Музыку черного пьянства
(Ай) Музыку нашего детства

(Ай) ........................................"

Снова среда:

"Что плохого быть как мы?
Ждать погоду, жить взаймы".

(Заново)

Ещё пару примеров реализма и идём дальше:

"Я выкидыш русской изнанки.
В столице, как рисинка в брюхе вьетнамки".

(Пуля-дура)

"В хибарах арендованных делите коридоры".

(Пироман)

В последнем уже как-то по-питерски. Коммуналки с туалетом и кухней на несколько арендаторов.

Творчество у Хаски:

В данном разделе нашего анализа уже сам автор, а не его персонажи.

"Я точно знаю, для кого пишу".

(Моим людям)

То есть Дмитрий знает для какой аудитории он пишет тексты и музыку. Он имеет определённую схему. Он знает что волнует его слушателя.

Следующая причина, по которой люди пишут:

"А я маленький мальчик, и пишу, чтоб не сойти с ума".

(Все псы попадают в рай)

Редко, кто из авторов мог бы так искренне сказать о творчестве:

"Что есть творчество? Это когда десять
Дурачков следят за тем, как один корчится".

(Дурачок)

И вот кабинет поэта:

"И моя русская поэзия в подъезде у кента".

(бит шатает голову)

Для Дмитрия творчество и своего рода молитва, обращение к Богу или Богам:

"Мой рэп - это молитвы, только с бритвою во рту.
Я выкидыш русской изнанки".

(Пуля-дура)

Такие есть слова у Александра Башлачёва:

"Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.
Если хочешь - стихами грехи замолю".

(А. Башлачёв "Посошок")

Есть что-то общее на мой взгляд.

Ещё Хаски о творчестве:

"Ангел в переулке мне шепнул, что я - поэт
Я ношу его дыхание на плече, как эполет"

(Люцифер)

Так вот Дмитрий Кузнецов видит рифму:

"Рифма — это шлюха в услуженьи у поэта
Она может быть проста, почти вульгарна, будто эта
Она может быть изысканно-манерна, эта шлюха
Но суть у ней одна — удовольствие для слуха"

(Частушки)

Вдохновение у Хаски:

Это скорее всего преувеличение описания творческого процесса, но тут становится ясно, что вдохновляет автора нечто неприятное, то с чем он не согласен, то что хотелось бы устранить. Тут можно вспомнить "Тошноту" Сартра. У Хаски тошнота, это метафора.

"Рвотные спазмы, рысью в санузел –
Так я пишу, это – мистика музыки".

(Карлсон)

Это уже реалистичный момент. Пришла в голову строчка – записал на диктофон.

"В рюкзаке стихотворение на собственном языке
В случайном автобусе вру в диктофон".

(Пуля-дура)

Голоса у Хаски:

Есть вещи, которые повторяются в текстах. Это у многих. Например, у Есенина просто пропасть берёз. Одним из таких моментов у Хаски стали голоса.

"Голоса в голове воют автотюном".

(Сибирская язва)

Ещё голоса:

"Да в черных тачках, похожих на больших черепах
Перекрикивать мысли в чужих черепах

Черный-черный голос".

(Черным-черно)

Мне почему-то очень нравится этот текст. "Перекрикивать мысли в чужих черепах". Глубоко, философски.

Самоуничижение у Хаски:

Таким же мотивом, как и голоса, можно назвать и самоуничижение. Но это Дмитрий не про себя. Это голоса его персонажей.

"Я не владею собой
Ведь не владею тобой
Западло, но в этом вся моя собачья жизнь".

(Собачья жизнь)

Здесь точно персонаж из разряда потерянные люди. Думаю слушатель Хаски к этой категории не относится. Ему интересно слушать об этом. Наблюдать.

"Я – паралитик, застывший в углу вагона с банкой "Балтики"
Доброе утро, мир, где я проебал тебя!".

(Собачья жизнь)

Если только это можно назвать автобиографичным, по упоминанию записи альбома.

"Я написал этот альбом мочою на снегу
Я – никто. Увы, напрасно понтоваться".

(Собачий вальс)

Кроме морального недовольства у Хаски есть и недовольство собственной внешностью. Тоже элемент искренности. Это воздействует на слушателя, вероятно даже созвучно с его проблемами. Тоже приём. Когда человек говорит, что он некрасив и стесняется этого, ему как правило отвечают – да брось, ты хорошо выглядишь. Такого хочется поддержать. Впрочем тоже игра.

"Я ненавижу тело своё – блядское чучело".

(Господин Собака)

Того же рода:

"Бит шатает голову мою обезьянью".

(Бит шатает голову)

Думаю этот фрагмент тоже о творчестве:

"Аллилуйя! Аллилуйя!
Хуету свою больную неумело компоную
Аллилуйя! Аллилуйя! Мы забыли вкус воды
Мои маленькие люди лишь солдаты пустоты".

(Аллилуйя)

Вот тоже мотив. У Хаски часто упоминается некие "маленькие люди", "эти оборванцы", "черные люди", которые где-то рядом с персонажем-рассказчиком, но имеют к нему некое отношение, они будто бы его часть.

"Но эти оборванцы, они не со мной, и я никакой.
Быть кем угодно, но не собой - только не собой!".
(Мультики)

Такая вот безысходность:

"Голова, полная дерьма! Черепушка, как тюрьма!".

(Мармелад)

Недовольство своей жизнью:

"Как жизнь моя безобразная катится по пизде".

(Хозяйка)

Отчуждение:

"Под раскаты удушливой музыки -
Я иду, ненужный самому себе".

(Метафора)

Это конечно паясничество, сарказм, но недовольство своим лицом тут есть:

"Зачем я крыса под твоими башмаками?
Ах, если б мне другой ебальник, чтобы дырки вместо глаз
И чтоб из них пердели ангелы и музыка лилась".
(Аферист)

Снова собачья тема:

"Уродливые мальчики толпой хоронят
Рэпера с собачьей головой. Вау! Вау!

Этот рэпер был конкретно потливый -
Он выглядел в гробу, как котлета с подливой".

(Смотрящий)

Возможно самоуничижения отчасти и авторские. Потому что тут и "рэпер с собачьей головой", и "хуету свою больную неумело компоную", и "я написал этот альбом мочою на снегу". Но вопрос спорный.

Элементы быта XXI века:

То что делает поэта глашатаем своего века? Ответ таков: необходимы привязки ко времени, некие символы по которым можно узнать какой век описал поэт. Это как правило и элементы быта в том числе.

К примеру - голос робота, напоминающего пассажирам метро о их вещах:

"Не оставляйте души в вагонах".

(Собачья жизнь)

Или навязчивая реклама:

"В телике – скидки, бонусы, спа-салоны"

(Голубка)

Компьютеризация:

"Вы замерзли? Я купил на всю зарплату керосина,
Чтоб зажечь вас, но вы тлеете у мониторов;
В хибарах арендованных делите коридоры"

(Пироман)

Слово "мониторы" нам даёт сигнал о компьютеризации.

Автомобили XX-XXI веков:

"Тонировка BMW – камуфляж"

(Господин собака)

Соцсети:

"Бэнг Бэнг. Фитнесс маньяки
Бэнг Бэнг. Королевы инстаграмов"

(Бэнг Бэнг)

Ещё соцсети:

"В моём Инстаграме эти мёртвые барби"

(Фюрер)

К слову, Инстаграм сужает время. Ведь Тик-тока в его текстах нет, как нет и Одноклассников.

Вот торговый центр:

"Как сладко в торговом центре
Лежать на своём прилавке, лежать в своём содержимом"

(Фюрер)

Это начало двухтысячных:

"Но пульт в целлофане, он где-то в диване"

(Мультики)

Упомянуты современные супермаркеты (Ikea и Ашан):

"В трауре "Икея" и в унынии "Ашан"
Церкви, для которых нет отныне прихожан"

(Мир мух)

Само собой это сарказм насчёт обывательщины. Вот новая религия – потребительство.

Фотошоп и Дрон:

"Но жёлтый лижет ожог Луна
К крыше прифотошоплена
В отраженьи утоплена
Дрона тень позади тебя (чик-чирик)"

(Птицы)

Пеногерметик:

"И, как отрыжка монтажной пены
Он деревенеет наизготове"

(Реванш)

3D очки:

"Трупьи иконы на бардачках
Трупье порно в 3D-очках"

(Реванш)

Брекеты:

"Слёзы на брекетах прыщавого подростка"

(Смотрящий)

Все эти элементы делают свою работу – отсылают в определённый век. Это своего рода летопись.

Социофобия у Хаски:

"Озираясь, сторонюсь прохожих, будто куч навозных".

(Собачья жизнь)

"С утреца Святой водою длани окропил
Если люди – дерьмо, я – не копрофил".

(Сибирская язва)

Вот тут "длани" со "святой водой" в связке. Это к устаревшей лексике, о которой мы говорили выше.

Отвращение к женскому старению:

Вообще сам факт обращения к образу пожилой женщины, как к сексуальному объекту, это наверное в доктору Фрейду и его последователям. "Вагина старухи", "старухина манда", "старая вульва", "износившаяся шлюха" – слишком много половых органов пожилых женьщин.

"Ждет меня в кружевном белье старуха-тоска
В дряблой, как рукав кимоно, вагине старухи
Плодятся черви, клубятся мухи,
Пишутся песни…".

(Собачий вальс)

"Шаль на остатки волос, сединой испачканных".

(Голубка)

"Одинокие двуногие, сторукая орда.
Люди пахнут супом, как старухина манда".

(Пуля-дура)

"Такая старая вульва
С лицом Виталия Вульфа".

(Фюрер)

Что интересно плохого сделал Виталий Вульф Дмитрию Кузнецову? Я впервые его имя услышал в трэке Хаски например. И мне не стыдно совсем.

"Я старуха, я старуха, я старуха, износившаяся шлюха".

(Старуха)

Малая родина у Хаски:

Этот элемент я нашёл только в одном трэке.

"Мой Улан-Удэ – бетонные пляжи, ржавые пальмы".

(Собачий вальс)

Блядененавистничество:

Сарказм насчёт проституции.

"Но Оленька – лишь шар для боулинга – три дыры
Ей эти дыры обеспечат билет до Мальдив".

(Собачий вальс)

Это скорее о сексуальном отклонении. И снова собачья тема. Видимо поэтому и сценическое имя у Дмитрия Кузнецова - Хаски.

"Я ненавижу в тебе плоть
Я ненавижу в тебе блядь
Хозяйка-хозяйка"

(Хозяйка)

Социальный протест у Хаски:

"Это чудовищно. На площади стиснув зонт
Отчизна бьётся за свободу выбора из двух зол
Давешних обещаний послезала позолота
Весной Россия снова выйдет замуж по залёту"

(Солдат)

Откровенный призыв. Я пойду и за мной пойдут другие.

"Делай, что хочешь, друг, а я пошёл на площадь".

(Солдат)

Этот солдат – персонаж. Но Дмитрий Кузнецов, на мой взгляд, выразил так свою гражданскую позицию.

"Какая к чёрту власть? Какая оппозиция?
Мы – за Россию".

(Солдат)

Обращение к олигархии:

"Поднимите хоть на миг рыла от кормушки".

(Солдат)

У Хаски много политики между строк, в песне "Солдат" просто концентрат.

Тема Абортов:

Снова диалоги персонажей, но сквозь призму мнения автора на этот счёт.

"Вот ты против абортов, Вась,
А я знаю людей, что жалеют о своем зачатии".

(Моим людям)

"Бог создал женщину – лучше б он сделал аборт".

(Космолет)

Ирония над религиозностью и отношение автора к абортам.

Религия у Хаски:

Образ Иисуса всё же в почёте у Хаски.

"Мой Болливуд – скотобойня, рандеву с сатаной.
Дёготь, уксус и соль – моя кровь.
И я, не чувствую боли, я топчу перегной -
И бегу за тобой, Иисус!".

(Иисус)

А вот отец Иисуса у Хаски - злой образ. При этом какой-то беспомощный.

"Господь достанет укулеле, сядет у изголовья,
Сыграет колыбельную, зыркая исподлобья".

(Отопление)

Но его герой верит в Бога и совершает ритуал.

"Я перед выцветшей иконою Господа молю"

(Бит шатает голову)

Снова Иисус.

"В мутном небе тупая звезда;
Вы убили Иисуса Христа".

(Человек в интернете)

Ещё Иисус.

"Мой Хозяин мне разрешил
Вить венки из ваших жил
Он самый чёрный из царей
Босоногий Назорей"

(Убить рэпера)

Тут можно вспомнить "Пророк" Пушкина - "Глаголом жги сердца людей".

И Есенина:

"Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать".

(С. Есенин "Мне осталась одна забава")

"Мой рэп — это молитвы, только с бритвою во рту".

(Пуля-дура)

Снова стихи-молитвы, но уже "с бритвою во рту". Так вооружались карманники. А значит это образ воровской.

"Надо мною Бог, как гонзо-журналист".

(Пироман)

Тоже интересное сравнение Бога с гонзо-журналистом.

"Мой фюрер прячет под хиджаб
Свёрток горячий, как июль".

(Фюрер)

Гитлер у Хаски и не один раз упомянут. Тут он ещё и в хиджабе. А значит у него теперь женский пол. Из непонятого.

"Аллилуйя! Аллилуйя! Дым со мною говорит
Пока я дую я колдую. Колядую".

(Аллилуйя)

Для Дмитрия Кузнецова смешиваются все верования и религии в единый клубок. Как у Б. Гребенщикова. Язычество, через колядование, Христианство, через Аллиллую, и ещё колдовство. Плюс марихуана "дым со мною говорит". Дичайший замес.

"Слипшиеся волосы под мышками Христа
Чёрная смородина свалившегося рта".

(Ода ничему)

И снова образ Иисуса, только он тут уже не идеализированный а мирской, такой же как все – с грязными подмышками.

Болливуд у Хаски:

Болливуд – второсортное кино из Индии. Но Хаски его часто упоминает. Конечно он не признаёт это за искусство, ведь его видеоклипы нам "напомнят Балабанова".

Цитируем:

"Мой Болливуд – скотобойня, рандеву с сатаной".

(Иисус)

Из другого трэка:

"Болливуд — вербальная тюрьма. Аллилуйя!"

(Аллилуйя)

"Аллилуйя! Болливуд - ненастоящее кино
Передайте парашют выходящему в окно

Болливуд — вербальная тюрьма. Аллилуйя!"

(Аллилуйя)

Вроде бы всё о Болливуде.

Самоубийство у Хаски:

Был пиар-ход с похоронами Хаски. И я вынес такую мысль, все эти штуки соединив. Если Хаски говорит о суициде и устраивает собственные похороны, то это необходимые элементы для его полноценного образа. То есть перед нами роль, и Дмитрий Кузнецов её играет. И все эти недовольства собой часть этого образа. Это я про то, как он ругает своё лицо, тело и т.п. Что я хочу сказать? Если есть лицедейство в одном, то и в другом скорее всего оно тоже присутствует.

Вот фрагменты, где упомянуто самоубийство:

"Повод удалиться с форумов для самоубийц".

(Карлсон)

"Поджечь квартиру, шандарахнуться в окно
Мне фиолетово братан, мне все равно
И все одно умереть и родиться заново".

(Заново)

Вот, кстати ещё просторечие, которое я прошляпил – "шандарахнуться".

"Висит распахнутой петлёю месяц".
(Фюрер)

И ещё одно упоминание луны.

"Когда я себя угроблю, распишись за понятую".

(Алилуйя)

Тут, кроме суицида, можно отметить смешивание стилей речи. Уличное "угроблю" и "понятая" из официально-делового.

И ещё одно самоубийство. Уже будто о себе, но это тоже образ.

"Супер-звезды умирают понарошку.
Выхожу в окно будто на красную дорожку".

(Смотрящий)

Уличная Мораль у Хаски:

Персонажи Хаски практически все уличные, маргинальные. Это для рэп-культуры вполне стандартно. Но его герои не уголовники, не гангстеры. Но себя в обиду они не дадут. Дмитрий Кузнецов "знает для кого пишет".

"Всё по-старому, ты один, и в поле не воин.
Но, блядь, ты вынужден им глотки грызть волей-неволей
Тебе не светит ничего, кто сказал? Доиграй,
Рви, кусай, лай… сука, все псы попадают в рай"

(Все псы попадают в рай)

И снова собачья тема "псы попадают в рай", отсылающая к американскому мультфильму девяностых.

Проблема разрушенных семей у Хаски:

Разводы и пьянство всегда волновали Дмитрия Кузнецова. Эти темы регулярно в обойме автора.

"Прятки с сыном, будто чужая жизнь
Убегать из панельки, ужалившись
И квасить, квасить до белки, до бесовства
Привет, панельный сын панельного отца, панелька!"

(Панелька)

Жестокость и юродство:

Если бы Хаски не использовал столь вызывающие фразы, то вряд ли бы многие его слушатели его вообще когда-нибудь услышали.

"Обезглавить, обоссать и сжечь! Обоссать и сжечь!"

(Пироман)

Конечно же это агрессия его персонажа. Дмитрий Кузнецов вряд ли способен на жестокость.

У Маяковского тоже был такой элемент:

" Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
за тоски хоботом?".

(В. Маяковский, "Несколько слов обо мне самом").

Далее о жестокости и юродстве у Хаски:

"Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица".

(Пуля-дура)

Из той же оперы. Далее.

"Прятать трупы своей семьи в мешки. Улыбается мусоропровод -
И ныряют пакеты в прорубь равнодушной его кишки".

(Человек в интернете)

Персонаж "Человек в интернете" - маньяк. Он убил свою семью. Кажется у Хаски это единственный маньячина.

Хотя вот ещё фантастический образ:

"Все эти бляди тебе врут, Хозяин!
Хочешь я через пупок высуну
Пистолет - в каждого выстрелю?

Пиф-паф, пиф-паф, пиф-паф, тыщ-тыщ, пиу-пиу"

(Крот 17)

И закончим о жестокости и юродстве под выстрелы "пиф-паф".

Имитация батла:

Такие места в текстах откровенно напоминают батлы.

"Аллилуйя! Аллилуйя! Я звучу, как гайморит
Но все равно мне твое имя ни о чем не говорит!"

(Аллилуйя)

То есть, известного рэпера Хаски противник обвиняет в том, что его речитатив звучит "как гайморит". Тот ставит противника на место – а ты ноунэйм.

"Сдвинув шапки набекрень
Рэперы самозабвенно сочиняют поебень
Мне, вот, безразлично, чё ты носишь, чё ты хочешь
Лучше расскажи, на чё ты дрочишь".

(На что я дрочу)

Снова батл, но уже противники во множественном числе. Текст в самом деле глупый, как я уже говорил. Двигаемся дальше.

Пьянство у Хаски:

Как мы уже говорили, пьянство одна из основных тем в лирике Дмитрия Кузнецова. Это обусловлено тем, что социальные проблемы подобного рода волнуют самого автора и конечно созвучны с проблемами его слушателя.

"И квасить, квасить до белки, до бесовства
Привет, панельный сын панельного отца, панелька!".

(Панелька)

Ещё тема пьянства.

"Давиться полторахой на коробке".

(Панелька)

Снова пьянство.

"Что водка уже вот-вот и кадыка поперек
И как веревка, и живот ее толкает вперед".
(Бит шатает голову)

О том же.

"Музыку желтого снега
Музыку черного пьянства".
(Ай)

Вот уже с метафорой.

"Я забинтую глаза вином и пойду гулять -
Плакать, смеяться и танцевать; буду танцевать".

(Мультики)

Пьянство юных сердец.

"Закуси нет, и мы сольёмся в поцелуе".

(Аллилуйя)

Почему столько пьянства в текстах Хаски? Я думаю, что его слушатель "белочку" считает за перебор и скорее всего осуждает тех, с кем это бывает. Конченые алкозависимые и наркоманы вряд ли ходят на концерты вообще.

"Чья это белочка? Это моя".

(Аллилуйя)

Снова появляется Дмитрий Кузнецов и пытается убедить нас, что он много пьёт и употребляет пропасть наркотиков. Не верю. Аферист одним словом.

"Дима-аферист!
Сколько нужно бабок, чтоб ты замолчал?
Сколько нужно бухла, чтоб ты сдох?
Сколько нужно наркоты?"

(Аферист)

Наркотики у Хаски:

Для неискушённого гашишем читателя скажу, что слово "кропалит" означает дробить кусок гашиша на мелкие крошки для того, чтоб было удобно его вместить в папиросу и курить.

"В прокисшей хрущевке кропалит братуха.

Весёлых таблеток пустая обойма".

(Мультики)

Эту картину мы могли наблюдать, когда героинщики в подъезде нагревали дозу на ложке. Потом её втягивают в шприц и вводят в вену. Мой одноклассник и друг детства, уже покойный, проделывал эту процедуру в своей комнате у меня на глазах.

"Мутную, будто капля из батареи
Автор греет на ложечке акварель".

(Мультики)

Это о марихуане снова.

"Аллилуйя! Аллилуйя! Дым со мною говорит
Пока я дую я колдую. Колядую"

(Аллилуйя)

Я не знаю о каком веществе идёт речь, но это точно наркотик.

"Что за восторг обладать веществом
Теплых горстей не хватало которого".

(Шаг влево, шаг вправо)

Тут и так понятно.

"Зенки в зеркале такси в поволоке экстази".

(Аферист)

Снова марихуана.

"Вот и я потягиваю дурь, как дижестив
Опять убился на полу, штаны спустив".

(На что я дрочу)

Немного о кокаине.

"Ночи вспенится чернозём
Труп заменит меня во всём
Труп будет трахать мою жену
Нюхать коку, курить траву".

(Реванш)

И последнее о кокаине:

"И с кокаиновым оркестром он предаст меня земле"

(Старуха)

В заключение вернёмнся к двойнику трэка "7 октября". Речь пойдёт о более позднем тексте, который уже без историзмов, но на ту же тему. Этот вариант интересен более актуальным словарём и обличением политических фигур современной России.

7 октября

В кубышке капитала ГБУ
Потные подмышки капитана ГРУ
Новые дворяне при погонах ФСБ
Сопли кокаина на казённых ДСП

Фото пожелтело, будто фантик “Каракум”
На нем Михал Иваныч, рядом — Антиквар и Кум
Петербург и два числа на обороте
Прячу фотку в пятерню и растворяюсь в переходе

Личка из гэбисткой тусовки
Нычки в колумбийской тушёнке
Сотни филиалов Кущёвки
Сахар в подвале хрущёвки

Забившись под узкие шконки
Мы читаем рэп для Сеульской сестрёнки
Для гостей бронированной яхты
Солнечный зайчик в кишечнике шахты

Я скольжу, как водомерка
По улице Кадырова, к проспекту Ротенберга
Далекий и ничей, как Сургутнефтегаз
То там, то тут я торчу, как третий глаз

Эмигрирую на съёмную однушку
Онанирую на бывшую подружку
В полумраке полумесяц в полумаске
Следит как я готовлю себе кофе по-лубянски

А, обычный день, обычный день, обычный день.

Словарь:

ГБУ* - государственное бюджетное учреждение.

ГРУ* - главное разведывательное управление (СССР).

ФСБ* - федеральная служба безопасности.

ДСП* - древесно-стружечная плита.

"Кара-Кум"* - марка шоколадных конфет, которые производила фабрика "Красный октябрь" в советское время.

Антиквар* - Трабер И.И. (предприниматель, криминальный авторитет, имел связи с Барсуковым В.С. и Путиным В.В., кличка в преступном мире Антиквар).

Кум* - Кумарин В.С., он же Барсуков В.С. (криминальный авторитет девяностых).

Гэбист* - жаргонизм преступного мира, обозначает "Сотрудник органов госбезопасности".

Колумбийская тушёнка* - Первую тонну кокаина в современную Россию привезли питерские бандиты в банках из-под тушенки (1993 год, груз был из Колумбии).

Кущёвка* - одна из организованных преступных группировок.

Хрущёвка* - пятиэтажные дома с малогабаритныыми квартирами постройки 1956 г. по 1973 г. (названы по фамилии Н.С. Хрущёва – первого секретарь ЦК КПСС, политический деятель)

Шконка* - жаргонизм преступного мира, койка, спальное место в исправительных учреждениях.

Сеульская сестрёнка* - название блога, который по слухам вела дочь В. Путина (блог удалён).

Кадыров* - президент Чечни, в честь которого названа улица в Москве (Его обвиняют в установлении диктаторского режима, массовых нарушениях прав человека и коррупции).

Ротенберг* - А.Р. Ротенберг (предприниматель, миллиардер, друг В. Путина).

Сургутнефтегаз* - крупнейшая нефтяная компания России.

Впрочем после словаря комментарии излишни. Текст политический и обличающий. В данном случае нет смысла говорить о ритмике, метафоре и других литературных приёмах. Это то, что в своё время сделал О. Мандельштам, когда написал "Мы живём под собою не чуя страны", где поэт обличает И. Сталина.

Из всего того, что мы наблюдали в текстах Хаски, вероятно что-то упущено. Но мы довольно подробно проанализировали материалы Хаски. Эта статья – мой субъективный взгляд, который впрочем основан на некоторых знаниях литературы и жизненном опыте.

Конечно, не все тексты Дмитрия Кузнецова "Хаски" можно назвать безупречными. Но перед нами один из значительных русских поэтов XXI века. Уже сегодня вряд ли кто, из имеющих хоть какой-нибудь литературоведческий опыт, станет отрицать этот факт. Поэт размыто, экспрессивно и смело запечатлел свой век.

В заключение повторю, что персонажи Хаски - не сам автор. Хотя иногда и он появляется. Но главное, что "автомат, стреляющий в лица", маньяк, сваливающий пакеты с расчленёнкой своих домочадцев в мусоропровод, маргинал-алкоголик, бубнящий "Ай", наркоманы, разогревающие героин на ложке, элгэбэтэшник, совокупляющийся с президентом и многие другие, это не Дмитрий Кузнецов. Это его маски. Это роли, которые он играет. Под этими личинами скрывается профессиональный поэт с образованием журналиста.