Найти тему
Yamaha Music

Сведение в Dolby Atmos - это проще, чем кажется!

Dolby Atmos - это формат иммерсивного аудио, который впервые был использован в кино, а именно в мультфильме Brave. Однако, Atmos можно использовать не только для кино, но и в музыкальном продакшне.

За последние несколько лет количество музыки, которая создается в формате Dolby Atmos, значительно выросло и этот формат становится все популярнее и популярнее. Как западные артисты, так и российские начали выпускать музыку в Dolby Atmos, профессиональные звукорежиссеры переделывают свои студии для работы с Atmos, а стриминговые сервисы добавляют поддержку формата на свои платформы.

Nuendo давно поддерживает Atmos, но Nuendo 11 стала первой DAW на рынке, которая интегрировала Dolby Atmos Production Suite в саму DAW!

Как это работает?

До выхода Nuendo 11, для работы с Dolby Atmos нужно было использовать так называемый внешний рендерер, который существует в нескольких форматах.

Dolby Atmos Production Suite – версия рендерера, которая запускается на том же компьютере, что и DAW. Используется виртуальный аудиодрайвер, которые забирает звук из DAW и передает в рендерер. Этот драйвер работает только на macOS. Рендерер приобретается отдельно от DAW. Таким образом, на компьютере будет работать параллельно два приложения.

RMU (Rendering Master Unit) – отдельный компьютер, на котором установлен рендерер. Это может быть как компьютер на базе Windows, так и с macOS. Основной компьютер с DAW передает 128 каналов аудио в RMU с помощью Dante. Достаточно сложная схема, которая по сути требуется только в кинопроизводстве.

Нативный рендерер в Nuendo 11.
Нативный рендерер в Nuendo 11.

Нативный рендерер напрямую встроен в саму DAW. Это не дополнительное приложение и не дополнительный компьютер, на котором работает рендерер. И еще одно из преимуществ Nuendo в том, что вы можете работать с Dolby Atmos на Windows и вам не нужно покупать RMU.

Есть ли ограничения у нативного рендерера в Nuendo?

Так как это первая версия нативной интеграции рендерера, на данный момент есть некоторые ограничения. При этом, многое из того, что еще не было реализовано, будет добавлено в следующих версиях Nuendo.

Нативный рендерер позволяет работать с максимальной конфигурацией 7.1.4. Также доступны стерео, 5.1, 7.1 и 5.1.4.

Для мониторинга бинауральной версии микса необходимо использовать Ambisonics или бинаурализатор от стороннего производителя.

Финальный микс экспортиурется в формате ADM, который принимают все музыкальные стриминговые площадки.

В самом нативном рендерере нет возможности корректировать задержки и уровни громкости каналов, но в Nuendo есть плагин MixerDelay и Bass Manager, которые позволяют это делать. Их достаточно добавить на основную шину после самого рендерера.

В отличие от других реализаций нативной интеграции Dolby Atmos Production Suite, которые появились в других DAW, рендерер в Nuendo не ограничивает возможности бэдов. Как и Dolby Atmos Production Suite, можно создавать более одного бэда и в разных конфигурациях (стерео, квадро, 5.1 и так далее вплоть до 7.1.2).

Настраиваем Atmos Renderer в Nuendo 11

Для начала, в настройках аудиодрайвера обязательно указать размер буфера 512 сэмплов - для работы рендерера нужно фиксированное значение буфера. В настройках проекта должны стоять следующие параметры:

- Sample Rate: 48 000 Hz

- Bit Depth: 24 bit

- Project Frame Rate: 24 fps

Затем, необходимо создать шину 7.1.4 в меню Audio Connections и на эту шину нужно добавить плагин Atmos Renderer.

Добавьте плагин Renderer for Dolby Atmos на шину 7.1.4.
Добавьте плагин Renderer for Dolby Atmos на шину 7.1.4.

Создайте Group Track с конфигурацией 7.1.2 в качестве основного бэда. В Output выберите шину 7.1.4, при добавлении аудио-дорожек в проект, в Output выбирайте бэд 7.1.2.

Используйте для бэда конфигурации как на скриншоте.
Используйте для бэда конфигурации как на скриншоте.

Чтобы услышать какой-то звук нужно сделать еще несколько действий:

- Откройте панель ADM Authoring for Dolby Atmos.

- В меню Renderer выберите Renderer for Dolby Atmos.

- Нажмите кнопку Add Bed.

- Выберите в качестве Source Track бэд 7.1.2.

Теперь, при воспроизведении проекта вы услышите звук.

Панель ADM Authoring for Dolby Atmos.
Панель ADM Authoring for Dolby Atmos.

Вы можете использовать больше одного бэда. Бэды могут быть разных конфигураций, например стерео 5.1, 7.1 и т.д. Максимальная конфигурация для бедов 7.1.2.

Объекты можно добавлять вручную с помощью кнопки Add Object. Либо, можно выделить все дорожки, которые вы хотите сделать объектами, затем в меню Functions выбрать Create Objects from Selected Tracks. Это автоматически создаст объекты из выбранных дорожек.

Выделите дорожки и в панели ADM Authoring for Dolby Atmos выберите Create Objects from Selected Tracks.
Выделите дорожки и в панели ADM Authoring for Dolby Atmos выберите Create Objects from Selected Tracks.

Все основные шаги выполнены и можно приступать к работе! Но есть ещё одна конфигурация, которую можно использовать и которая будет полезна для тех, кто еще работает в стерео, но хочет начать работать с Atmos.

Bonus round

Вместо шины 7.1.4, в Audio Connections создайте стерео-шину. Затем, создайте Group Track с конфигурацией 7.1.4 – это будет основная шина для рендерера Atmos. А в качестве выходного канала для этой шины, используйте стереошину.

В Nuendo есть плагин MixConvert, который позволяет делать даунмиксы и направлять многоканальные шины в шины меньшей конфигурации. Более того, вы можете скорректировать балансы разных каналов, например сделать LFE громче или тише.

-9

Теперь у нас есть шина с рендерером Atmos, которая идет на стереошину. Добавляем плагин Frequency на шину с рендерером и в настройках маршрутизации плагина выбираем только канал LFE.

Создаем фильтр среза высоких частот и опускаем его до 120 Герц (можно опустить ниже, но не стоит поднимать фильтр выше 120 Герц).

Обязательно установите фильтр в линейно-фазовый режим, так как мы работаем с многоканальной конфигурацией и надо избегать фазовых искажений. Срез в 24 дБ на октаву обычно работает лучше всего.

-10

Это нужно, чтобы сэмулировать поведение настоящего сабвуфера. Сигнал LFE никак не корректируется и имеет полный частотный диапазон. Сам сабвуфер уже обрезает лишние верхние частоты. С помощью эквализации LFE-канала мы контролируем срез частоты и можем сохранить этот канал в стерео-даунмиксе.

Теперь открываем MixConvert. Устанавливаем у всех каналов значение -3. Это почти полностью эмулирует звучание стерео-даунмикса самого рендерера Atmos (MixConvert имеет немного другие настройки). Единственное отличие – мы слышим LFE-канал (в стерео-даунмиксе Atmos канал LFE отключается).

Теперь мы слышим Atmos-микс в стерео, при этом в такой конфигурации остается LFE-канал и можно сразу создать стерео-микс из Atmos-микса. А чтобы проверять позиционирование объектов можно использовать плагины для бинаурализации.

Это неплохой вариант для тех, кто работает в стерео и хочет начать работать в Dolby Atmos, но еще не обладает необходимой конфигурацией акустической системы.