Dolby Atmos - это формат иммерсивного аудио, который впервые был использован в кино, а именно в мультфильме Brave. Однако, Atmos можно использовать не только для кино, но и в музыкальном продакшне.
За последние несколько лет количество музыки, которая создается в формате Dolby Atmos, значительно выросло и этот формат становится все популярнее и популярнее. Как западные артисты, так и российские начали выпускать музыку в Dolby Atmos, профессиональные звукорежиссеры переделывают свои студии для работы с Atmos, а стриминговые сервисы добавляют поддержку формата на свои платформы.
Nuendo давно поддерживает Atmos, но Nuendo 11 стала первой DAW на рынке, которая интегрировала Dolby Atmos Production Suite в саму DAW!
Как это работает?
До выхода Nuendo 11, для работы с Dolby Atmos нужно было использовать так называемый внешний рендерер, который существует в нескольких форматах.
Dolby Atmos Production Suite – версия рендерера, которая запускается на том же компьютере, что и DAW. Используется виртуальный аудиодрайвер, которые забирает звук из DAW и передает в рендерер. Этот драйвер работает только на macOS. Рендерер приобретается отдельно от DAW. Таким образом, на компьютере будет работать параллельно два приложения.
RMU (Rendering Master Unit) – отдельный компьютер, на котором установлен рендерер. Это может быть как компьютер на базе Windows, так и с macOS. Основной компьютер с DAW передает 128 каналов аудио в RMU с помощью Dante. Достаточно сложная схема, которая по сути требуется только в кинопроизводстве.
Нативный рендерер напрямую встроен в саму DAW. Это не дополнительное приложение и не дополнительный компьютер, на котором работает рендерер. И еще одно из преимуществ Nuendo в том, что вы можете работать с Dolby Atmos на Windows и вам не нужно покупать RMU.
Есть ли ограничения у нативного рендерера в Nuendo?
Так как это первая версия нативной интеграции рендерера, на данный момент есть некоторые ограничения. При этом, многое из того, что еще не было реализовано, будет добавлено в следующих версиях Nuendo.
Нативный рендерер позволяет работать с максимальной конфигурацией 7.1.4. Также доступны стерео, 5.1, 7.1 и 5.1.4.
Для мониторинга бинауральной версии микса необходимо использовать Ambisonics или бинаурализатор от стороннего производителя.
Финальный микс экспортиурется в формате ADM, который принимают все музыкальные стриминговые площадки.
В самом нативном рендерере нет возможности корректировать задержки и уровни громкости каналов, но в Nuendo есть плагин MixerDelay и Bass Manager, которые позволяют это делать. Их достаточно добавить на основную шину после самого рендерера.
В отличие от других реализаций нативной интеграции Dolby Atmos Production Suite, которые появились в других DAW, рендерер в Nuendo не ограничивает возможности бэдов. Как и Dolby Atmos Production Suite, можно создавать более одного бэда и в разных конфигурациях (стерео, квадро, 5.1 и так далее вплоть до 7.1.2).
Настраиваем Atmos Renderer в Nuendo 11
Для начала, в настройках аудиодрайвера обязательно указать размер буфера 512 сэмплов - для работы рендерера нужно фиксированное значение буфера. В настройках проекта должны стоять следующие параметры:
- Sample Rate: 48 000 Hz
- Bit Depth: 24 bit
- Project Frame Rate: 24 fps
Затем, необходимо создать шину 7.1.4 в меню Audio Connections и на эту шину нужно добавить плагин Atmos Renderer.
Создайте Group Track с конфигурацией 7.1.2 в качестве основного бэда. В Output выберите шину 7.1.4, при добавлении аудио-дорожек в проект, в Output выбирайте бэд 7.1.2.
Чтобы услышать какой-то звук нужно сделать еще несколько действий:
- Откройте панель ADM Authoring for Dolby Atmos.
- В меню Renderer выберите Renderer for Dolby Atmos.
- Нажмите кнопку Add Bed.
- Выберите в качестве Source Track бэд 7.1.2.
Теперь, при воспроизведении проекта вы услышите звук.
Вы можете использовать больше одного бэда. Бэды могут быть разных конфигураций, например стерео 5.1, 7.1 и т.д. Максимальная конфигурация для бедов 7.1.2.
Объекты можно добавлять вручную с помощью кнопки Add Object. Либо, можно выделить все дорожки, которые вы хотите сделать объектами, затем в меню Functions выбрать Create Objects from Selected Tracks. Это автоматически создаст объекты из выбранных дорожек.
Все основные шаги выполнены и можно приступать к работе! Но есть ещё одна конфигурация, которую можно использовать и которая будет полезна для тех, кто еще работает в стерео, но хочет начать работать с Atmos.
Bonus round
Вместо шины 7.1.4, в Audio Connections создайте стерео-шину. Затем, создайте Group Track с конфигурацией 7.1.4 – это будет основная шина для рендерера Atmos. А в качестве выходного канала для этой шины, используйте стереошину.
В Nuendo есть плагин MixConvert, который позволяет делать даунмиксы и направлять многоканальные шины в шины меньшей конфигурации. Более того, вы можете скорректировать балансы разных каналов, например сделать LFE громче или тише.
Теперь у нас есть шина с рендерером Atmos, которая идет на стереошину. Добавляем плагин Frequency на шину с рендерером и в настройках маршрутизации плагина выбираем только канал LFE.
Создаем фильтр среза высоких частот и опускаем его до 120 Герц (можно опустить ниже, но не стоит поднимать фильтр выше 120 Герц).
Обязательно установите фильтр в линейно-фазовый режим, так как мы работаем с многоканальной конфигурацией и надо избегать фазовых искажений. Срез в 24 дБ на октаву обычно работает лучше всего.
Это нужно, чтобы сэмулировать поведение настоящего сабвуфера. Сигнал LFE никак не корректируется и имеет полный частотный диапазон. Сам сабвуфер уже обрезает лишние верхние частоты. С помощью эквализации LFE-канала мы контролируем срез частоты и можем сохранить этот канал в стерео-даунмиксе.
Теперь открываем MixConvert. Устанавливаем у всех каналов значение -3. Это почти полностью эмулирует звучание стерео-даунмикса самого рендерера Atmos (MixConvert имеет немного другие настройки). Единственное отличие – мы слышим LFE-канал (в стерео-даунмиксе Atmos канал LFE отключается).
Теперь мы слышим Atmos-микс в стерео, при этом в такой конфигурации остается LFE-канал и можно сразу создать стерео-микс из Atmos-микса. А чтобы проверять позиционирование объектов можно использовать плагины для бинаурализации.
Это неплохой вариант для тех, кто работает в стерео и хочет начать работать в Dolby Atmos, но еще не обладает необходимой конфигурацией акустической системы.