Отмечается, что русская проза XIX века воплощает движение от стереотипов к индивидуализации образов чужестранцев, однако трагедия Германна интерпретируется с помощью слов : «Германн немец, он расчетлив, вот и все, подумал Томский».
Мнение о Германне как только немецком герое разрушается этого же героя, Томского: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». Портрет своевольной и самоутверждающейся личности приобретает обобщенные черты за счет сходства с Наполеоном и указания на общий источник зла, получивший в немецкой культуре имя Мефистофеля. Сходство с Наполеоном чуть позже будет отмечено и в речи повествователя: «он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона. Это сходство поразило даже Лизавету Ивановну».
Это оправдывает и фамилию "Германн", которая в латинском переводе означает «единородный». В средневековье это имя было присвоено благородному и знатному человеку. Впрочем, именно в благородстве оказалась нереализованная возможность пушкинского персонажа. Пушкин в своем повествовании зафиксировал глубокий кризис, чреватый локальным срывом и личностной катастрофой.
Рассуждая об участи героя стоит вспомнить сны.Падение Германна совершается именно тогда, после чего он попадает во власть «неведомой силы». «Черноволосая головка» и «свежее личико» рождают в его уме только план проникновения в тайну.
В повести Германн видит два сна. Первый сон привиделся военному во время прощания с умершей графиней.Герой пугается того, что покойница будто подмигнула ему, и падает на пол. Второй сон раскрывает тайну трех карт, то есть дается магический инструмент, который должен воплотить первое видение.
Германну в последний момент предоставляется возможность выбора: «Справа находилась дверь, ведущая в кабинет, слева, другая, в коридор. Германн ее отворил, увидел узкую витую лестицу, которая вела в комнату бедной воспитанницы… но он воротился и вошел в темный кабинет». Германн выбирает ад.
Лиза осознает, что Германн отмечен тремя злодействами, хотя только один из них свершается, - Германн становится причиной ее смерти,но это только на первый взгляд. Обращаясь к работе Гудимовой С.А.Мифологическая структура «Пиковая дама» А.С. Пушкина, специалист по культурологии выделяет:
Злодействами первое: желая обогатиться, Германн решается силой овладеть тайной, но поскольку эта тайна есть тайна подземного мира,т.е. запретная для смертных, то покушение на нее есть «злодейство».
Второе злодейство. Войдя тайно в кабинет графини, Германн невольно становится «свидетелем отвратительных таинств ее туалета», т.е. подсматривает за раздевающейся графиней.
Желая обладать тайной трех карт, Германн становится свидетелем другой тайны, и притом отвратительной; обнажение как бы приоткрывает тайну, в которую он вовсе не хотел проникать. Но раскрытие этой нежелательной тайны – необходимое условие другой, т.е. эти две тайны едины – одна предполагает другую.
Старость графини постоянно подчеркивается: «В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма». Таким образом, желая проникнуть в тайну трех карт, Германн проникает в тайну хтонической природы графини, т.е. совершает второе преступление.
Третье злодейство, как и второе (подсматривание), невольное – убийство графини, однако третье преступление заключает фатальный круг, делая ситуацию абсолютно безвыходной и необратимой.
Таким образом, судьба Германна, одного из первых Наполеонов в нашей литературе, так же, как и судьбы других героев, несущих в себе мысль о безграничной власти над людьми и обстоятельствами, – это следствие индивидуального жизненного выбора.
Если Вам понравилась статья,то не забудьте поставить лайк и подписаться🔔