Найти тему
Вестибюль

Особенности образовательного процесса в Израиле, некоторые мнения по современной ситуации

Авторы других каналов на Дзен отмечали, что не получается в современной ситуации оставаться в стороне и освещать только намеченные тематические направления. Так или иначе, все не просто оказались в новых условиях, а стали участниками иного миропорядка. Попробуем через анализ образовательных систем в разных странах увидеть определённые связи с откликом на современную картину мира. Рассмотрим в этот раз образовательный процесс в школах Израиля.

В школьном образовании Израиля три ступени: начальная 1-6 классы, средняя 7-9 классы, старшая 10-12 классы. Подробнее остановимся на начальной школе. В первый класс дети приходят с шести лет. В среднем, в день у них по 5 уроков. В Израиле эти уроки объединяются в пары, например: сдвоенный урок иврита, далее пара с математикой, и пятым уроком физкультура. Ещё интересный нюанс, дети добираются до школы пешком, распределение в начальную школу по прописке, чтобы было близко в неё ходить. Если хотят посещать школу в другом районе, то рекомендуется переехать туда жить.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Кроме привычного набора дисциплин, в начальной школе много практических занятий: от изготовления кукол для театра, до практических тренингов по правилам дорожного движения. Общая атмосфера позитива и отсутствия излишнего напряжения отличает период начальной школы. При этом отмечаются моменты, когда учителям трудно справляться с откровенной развязностью некоторых учеников, у них просто нет арсенала для решения таких проблем- выгонять и наказывать они не могут. Сравнительно недавно было проведено реформирование общей системы образования Израиля, где на ряду с другими вопросами решались аспекты с дисциплиной. Вернулись к варианту, когда класс приветствует учителя стоя, проводятся специальные занятия, на которых напоминают правила ведения разговора и хорошего тона.

Во время реформ учителям повысили зарплаты, а уровень самой низкой зарплаты у населения в переводе на рубли в районе 90 тысяч, ниже платить нельзя. Важная особенность в работе учителя, что раз в 7 лет каждый имеет годичный оплачиваемый отпуск. Это специальная мера для восстановления физических и эмоциональных сил учителя и повышения его квалификации путём посещения дополнительных курсов, прохождения различных образовательных программ.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Отдельная история с продлёнкой, потому что в Израиле на этом развивается целый бизнес. Есть частные компании, которые после уроков забирают детей, развлекают их, кормят. В начальной школе нет домашних заданий, если только ученик что-то недоделал на уроке, тогда он должен дописать задание дома. На базе школы тоже есть группы продлённого дня, все эти услуги платные, но школьная продлёнка в два раза дешевле вариантов с частными компаниями, около 14 тысяч рублей (750 шекелей) в месяц. Основное образование в школе бесплатное, различные факультативы тоже не оплачиваются.

Система оценок в израильской школе 100-бальная, развитая система тестирования, которая проводится по предметам практически каждую неделю, и есть во втором классе тестирование на выявление талантливых детей. По сути, выявляется общий кругозор и уровень способностей по разным направлениям. Во всей системе образования большое внимание уделяется навыкам коммуникации. В классе дети часто сидят не за партами, а командами за столами по 5-6 человек. В результате реформирования класс стал в большей степени делиться на подгруппы. Есть специальные группы для тех, кто отстаёт и им требуется дополнительное внимание, но так же и для быстро прогрессирующих учащихся существуют группы с усиленным развитием способностей.

Многое в начальной школе строится на основе игровых форм, визуальных материалов, используют современные технологии- социальные медиа, видео, виртуальные игры. На фоне этого, радостного во многом начального периода в школе, в средней ступени происходит определённый слом и кардинально увеличиваются нагрузки. В таком резком переходе проявляется определённое противоречие, не все могут перестроиться и систематизировать каждодневное обучение. Часто родители в этот период обращаются за помощью к репетиторам.

Многие отмечают, что при всём консерватизме школьного образования по миру в целом, именно в Израиле образовательный процесс не стоит на месте и старается идти в ногу со временем. Прошлый год внёс кардинальные изменения в привычный уклад израильской жизни, все привычные коммуникации в обществе были прерваны. При активном отклике на первых этапах кампании с прививками, полного единодушия среди жителей страны не было, многие оттягивали решение с повторными прививками. В США и Великобритании за последний год в научных кругах появляются новые исследования, в том числе по детскому возрасту. И среди израильских родителей разные мнения по участию детей в прививочной кампании, не говоря уже о семьях с религиозным укладом, которые всячески противостоят новому миропорядку.