Дорогие читатели, как то не особенно заметно мимо нас прошла 80-я годовщина создания "Дороги жизни" (22 ноября 1941 г.) благодаря которой Ленинград смог выстоять фашистскую блокаду в годы Великой Отечественной Войны. Интересные и значимые факты о ледовой "Дороге жизни" на Ладожском озере в период, когда Ленинград находился в кольце бражеской блокады с осени 41 до весны 44-го.
О «Дороге жизни» по льду Ладожского озера
8 сентября 1941 года стал для Ленинграда чёрным днём. В этот день #немецко-фашистские войска и их верные клевреты, в виде менее фашиствующих финнов, испанских добровольцев из «Голубой дивизии», а также обстрелов с моря со стороны кораблей фашистской Италии, с захватом Шлиссельбурга замкнули кольцо блокады вокруг города. На фоне недавно сгоревших после бомбёжки Бадаевских продовольственных складов это означало одно: над более чем двумя миллионами жителей Ленинграда нависла угроза голодной смерти. А эвакуация в условиях блокады стала невозможной – все пути отъезда были перекрыты.
В городе сразу были урезаны продовольственные нормы. Хотя они уже начиная с 18 июля всё время снижались: с 800 г хлеба в день всем до 600. И 300 г – детям и иждивенцам (то есть не принимавшим участие в обороне или не работающим на производстве) в сентябре.
Вкупе с чрезвычайно холодной осенью, а потом и зимой, постоянными бомбёжками и обстрелами, отсутствием дров и угля для обогрева жилищ и электроэнергии для бытовых нужд в городе стала отмечаться чудовищная смертность.
А нормы продовольствия продолжали снижаться. В октябре рабочим на заводах стали выдавать только по 250 граммов хлеба, а служащим, детям и иждивенцам только по 125. При этом уже к 24 сентября хлеб на 40% состоял из примесей в виде бобов, солодового ячменя, которым пользовались в производстве пива, овса, сои и отрубей, а с приходом ноября – и целлюлозы в качестве наполняющей желудок клетчатки.
Пик смертности от голода и холода пришёлся как раз на позднюю осень – начало декабря 1941 года.
А потом по льду Ладожского озера была проложена «Дорога жизни».
Эти 30 километров ледового пути спаси жизнь миллионов. При этом не надо думать, что это просто был отмеченный вешками путь по люду. На самом деле эта дорога была сложным инженерным сооружением, проект которого начал разрабатываться в середине осени, когда стояли ещё относительно тёплые дни. С развитой сопутствующей инфраструктурой и вспомогательными службами. А руководителям обороны города и гражданским властям уже осенью было ясно: не будет хотя бы такой тоненькой питающей артерии – к середине зимы город можно будет взять голыми руками.
В само понятие «Дорога жизни» в годы ленинградской #блокады входили и мощнейший зенитно-артиллерийский «зонтик», и постоянное воздушное сообщение, и ремонтно-строительные колонны, которые оперативно заделывали возникающие в результате вражеских авианалётов бреши во льду. Хотя надо сказать, что #фашисты панически боялись показываться в воздушном пространстве над этой транспортной артерией – настолько плотным был зенитный огонь с сколько стервятников рухнуло на лёд, проломив его и утонув.
Снабжался не только Ленинград. Снабжались войска, которые держали круговую оборону и намертво вгрызшиеся в эту местами промёрзшую на глубину до полутора метров землю, а местами так и оставшуюся полужидкой, болотной. Снабжался ораниенбауманский плацдарм, с которого в дальнейшем и началось наступление, прорвавшее блокаду. Снабжался и краснознамённый Балтийский флот – едва ли не основная цель вражеской авиации, не дававший своей крупнокалиберной артиллерией сконцентрировать значительные силы на каком-то одном направлении.
Более того, по тому же разведанному маршруту, с привязкой к створным знакам и бакенам, в период навигации, когда озеро не было покрыто льдом, ходили суда Северо-западного пароходства. По дну, точно под зимней ледовой дорогой, проходил трубопровод, по которому в осаждённый голод поставлялось топливо для техники. И там же был проложен высоковольтный кабель с Волховской ГЭС, по которому в Ленинград поступала электроэнергия. Кстати, охрана этого кабеля от вражеских диверсионных групп вообще отдельная история – но они не смогли подобраться к нему даже на сколько-нибудь значимую дистанцию. И там же пролегала линия связи – которая за всё время блокады также ни разу не была нарушена.
Благодаря поставкам продовольствия уже начиная с декабря 1941 года нормы выдачи хлеба и других продуктов стали неуклонно повышаться, и угроза голодной смерти отступила от жителей города, несмотря на все усилия тогдашнего Евросоюза-2. Почему «2», спросите вы? А первый, «Евросоюз-1», пытался создать ещё Наполеон…