Найти тему
Хронопортация

Как в 1961 году США потеряли ядерную бомбу и поставили мир на грань радиационной катастрофы

Противостояние двух сверхдержав во время Холодной войны перешло все мыслимые и немыслимые границы. С 1961 года ВВС США начали проведение секретной операции "Хромированный купол". Круглосуточно на протяжении нескольких лет в воздухе непрерывно должны были находиться бомбардировщики с ядерным грузом на борту. Задачей пилотов была бомбардировка СССР в случае, если противник атакует авиабазы или саму территорию США. При нападении эти самолёты остались бы невредимыми, и имели возможность отомстить.

И вот, 21 января 1961 года на боевое дежурство заступил один из бомбардировщиков B-52. В его боезапас входили 4 водородные бомбы, мощностью свыше 1 млн. тонн в тротиловом эквиваленте. Суммарная же мощность груза превосходила хиросимскую бомбу "Малыш" в 280 раз. Внезапно в кабине самолёта вспыхнул пожар. Экипаж экстренно покинул машину, а неуправляемый B-52 рухнул рядом с авиабазой Туле (побережье острова Гренландия). После аварии боеприпасы были повреждены и вызвали сильнейшее радиационное заражение местности.

 Stratofortress - американский многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик.  Состоит на вооружении ВВС США с 1955 года.
Stratofortress - американский многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик. Состоит на вооружении ВВС США с 1955 года.

В марте 2009 года журнал Time назвал инцидент "одной из самых серьёзных ядерных катастроф в истории". Кроме того, журналисты выяснили тот факт, что ликвидаторы последствий аварии нашли лишь 3 бомбы из четырёх. Получается, что судьба одной из термоядерных бомб остаётся неизвестной до сих пор, а расследование происшествия показало, что всему виной стала элементарная халатность экипажа. Об этих фактах в мире принято не говорить, ведь куда проще считать вселенским злом аварию на Чернобыльской АЭС.

Во время несения дежурства запасной пилот майор Д`Амарио закрыл вентиляционное отверстие поролоновыми подушками. Вскоре в кабине стало холодно, и майор приоткрыл клапан забора воздуха из тракта двигателя в систему отопления. Воздух от мотора ничем не охлаждался, в кабине резко потеплело, а поролоновые подушки, беспечно сложенные под креслами пилотов, вспыхнули как спички. Экипаж попытался потушить пожар огнетушителями, но из этой затеи ничего не вышло.

Видя, что дело приобретает серьёзный оборот, командир самолёта капитан Джон Хок подал сигнал бедствия и запросил экстренную посадку. Через 5 минут вышло из строя электроснабжение, а кабина заполнилась дымом. В густой пелене пилоты уже не могли различать показания приборов, и Хок приказал всем покинуть самолёт. После этого неуправляемая машина пролетела несколько километров и упала в залив Северная Звезда (море Баффина) в 11 км от военной базы Туле.

Значком отмечен зараженный район вокруг места крушения Boeing B-52.
Значком отмечен зараженный район вокруг места крушения Boeing B-52.

В месте аварии тут же поднялась температура настолько, что 2-метровый лёд был растоплен, а в полынье утонул урановый сердечник одной из бомб. В море исчезли и другие радиоактивные обломки, а близлежащий район был загрязнён авиационным топливом. Кроме того, в окружающую среду проникла адская смесь из содержимого ядерных бомб. Она состояла из америция, трития, урана и плутония. Точное количество последнего засекречено военными США до сих пор. Но современные исследователи полагают, что на месте аварии было рассеяно около 7 кг.

Американцам повезло, что система защиты водородных бомб не позволила начаться термоядерной реакции. Но, входящая в агрегаты обычная взрывчатка, от удара сдетонировала и раскидала опасные вещества на несколько километров вокруг. Море Баффина расположено на пути океанических течений. Таким образом, радиоактивные элементы проникли в Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Не надо сбрасывать со счетов и северные ветры, которые разнесли радиацию на сотни километров от места падения самолёта.

-3

К ликвидации последствий приступили спецслужбы Дании и США. Дезактивация проводилась в экстремальных условиях при температуре воздуха около - 60°. Скорость ветра доходила до 45 м/с, а снежный буран разбрасывал нуклиды на сотни км вокруг. Защитные костюмы и респираторы замерзали, дозиметры сбоили и, естественно, что люди находились под огромной угрозой. С места падения B-52 был счищен толстый слой снега и льда, который отправили в ядерные могильники США. Затем опасное место засыпали песком, а по периметру зоны установили забор и таблички с предупреждением на пяти языках.

Лишь в 1968 году американцы начали искать затонувшие фрагменты. Об истинной цели операции не знали даже хозяева территории – датчане. Их просто-напросто обманули, сказав, что в море Баффина ведутся научные работы. На самом деле подводники искали урановый сердечник одной из бомб. После дезактивации члены группы ликвидаторов из Дании неоднократно требовали компенсации от правительства США. В 1987 году они подали судебный иск, но дело предпочли тихо замять.

Датские ликвидаторы последствий аварии, фото 1961 года.
Датские ликвидаторы последствий аварии, фото 1961 года.

В итоге смелые люди поплатились собственным здоровьем, не получив за свой труд ни копейки, точнее – ни цента. В 1995 году происшествие получило мировую огласку, а премьер-министр Дании Поуль Расмуссен приказал провести медицинское обследование оставшихся в живых дезактиваторов. Датским институтом медицины было установлено, что уровень смертности из-за онкозаболеваний у ликвидаторов последствий аварии на 55% выше, чем у рядового жителя страны.

В 2008 году обозреватель BBC по вопросам международной безопасности Гордон Карера изучил рассекреченные документы и пришёл к выводу, что четвёртая бомба не разрушилась и до сих пор находится где-то под водой.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия напрямую влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.