Найти тему
Радио РАДОНЕЖ

Герой, подвижник, святой – как соотносятся эти понятия

У микрофона Евгений Никифоров и Алексей Павлович Козырев, декан философского факультета МГУ. Полную запись беседы слушайте на сайте Радонеж.ру

Е. Никифоров: Давайте поговорим о словах, которые входят в манипулятивную лексику, когда смысл слов подменяется, а картина мира описывается иначе. Подмена понятий и имен – страшное явление. Поговорим о такой позиции, как подвижничество и героизм.

Слушайте Радио Радонеж в прямом эфире в мобильном приложении. Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store  и Google Play

А. П. Козырев: Вы правильно сказали, что картина мира зависит от понятий и лексики, которые мы используем. Слово «подвиг» является русским, сомневаться не приходится. Оно происходит от слова «двигать». Это шаг вперед, выступание, преодоление, это быть над собой.

«Герой» — это западное слово, латинское, означает что-то, выходящее из ряда вон. Тема героя связана с античной трагедией, где герой погибает, он должен умереть. Система понятий, с которыми мы встречаемся, когда говорим о героизме, это система понятий античности, язычества, отнюдь не христианской культуры. Поэтому парадоксален живой герой, который совершил подвиг и выжил, а еще и стал богом. Настоящие герои мертвы.

Герои античных трагедий
Герои античных трагедий


Подвижник – это человек не то, что живой, но устремленный в жизнь вечную. Сколько лет прошло после смерти преподобного Сергия? Мы помним его, молимся ему, прибегаем к его помощи, обращаемся к мощам. Подвиг, совершенный Сергием – спасение России. Он совершил объединительную работу, духовно сплотив русских людей. А уже потом они победили материально и физически неприятеля, добились независимости, поняли, что в единстве сила.

У Хомякова есть позднее стихотворение «Подвиг», положенное на музыку Петром Ильичом Чайковским. Замечательный романс:

«Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе».

Высший подвиг – не подвиг воина, а подвиг монаха, того, кто положил свою душу за други своя, кто молится, кто любит. Дальше есть такие строчки:

«С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Без труда, без усилья,

Выше мраков земных,

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков,

Гордой черни людской».

«Без труда, без усилья», — это Хомяков сказал для рифмы, но остальное совершенно верно. Если сердце заныло, и ты почувствовал себя слабым и теряющим веру, то берись за подвиг. Подвиг — это то, что требует усилия жизни, от слова “подвиг” образуется слово “подвижник”. Им может быть и столпник, и монах Сергий Радонежский, который построил не эту красивую лавру, куда мы сегодня приезжаем, а пустошку маленькую. Подвижником может быть и учитель, библиотекарь, музейный работник, который за маленькую зарплату корпит над реставрацией картин или икон, или просто сидит смотрительницей в зале музея.

Святитель Макарий Невский, апостол Алтая. Нести свет веры Христовой народам – тоже подвижничество.
Святитель Макарий Невский, апостол Алтая. Нести свет веры Христовой народам – тоже подвижничество.


Е. Никифоров
: А не девальвируем ли мы понятие «подвижник», называя подвижничеством всякий кропотливый труд, который требует терпения и смирения? Внешне – да, человек всю жизнь корпел над работой, самоотречение было, но все же подвижничество предполагает внутреннее делание.

А. П. Козырев: Это сложные вопросы, которые можно долго обсуждать.

Дорогие братья и сестры, радио и газета “Радонеж” существуют исключительно благодаря вашей поддержке. Вы можете оказать нам посильную помощь любым удобным удобным вам способом

Е. Никифоров: У нас получается так, что есть памятники людям, которых называют святыми, а к святости они имеют мало отношения. Героические поступки, которые совершают люди, святостью назвать нельзя никак. Что вы можете об этом сказать?

А. П. Козырев: Вы затронули важный аспект – героизм и святость. Героизм и подвижничество — это понятно. Сиюминутный акт героя и длительный, протяжённый и кропотливый, полный усилий подвиг. А вот героизм и святость — это очень серьезная оппозиция, которую просто так не решишь.

Николай Константинович Михайловский, русский публицист, народник, философ, в 1885 году написал статью «Герои и толпа». У него герой — это человек, который может повести за собой. Но куда? А это неважно. Может, в рай, а может, и в ад. Главное, что он может всех мобилизовать, поднять, прокричать «ура». Таким героем может быть и ретивая экстремистски настроенная монахиня, и террорист, бросивший бомбу в царя. Герой для одной эпохи, Павлик Морозов, становится антигероем для другой эпохи с другими ценностями, приоритетами, с другой картиной мира.

Святой святым становится. Это человек жертвы, который понёс некоторую жертву, физическую или духовную. Часто эта жертва связана с кровью. Например, русские князья Борис и Глеб не захотели противиться воле брата и поднимать на него руку, и были им убиты. Эти страстотерпцы были жертвами, они стали святыми.

Герой вроде бы тоже жертвует собой во имя какого-то общего блага, но здесь есть определённые сходства и определённые различия. Чтобы стать святым, жертва должна быть принесена во имя Христово.

#православие #философия #святость #подвижники #героизм

Святость – это не просто множество добрых дел, народное почитание. Это некая несоизмеримость с нами, что-то трансцендентное нам. Человек ступил туда, куда ступить не может. Это святой. Есть ли жертва или её нет, принес ли человек себя физически в жертву Богу или всю жизнь служил Господу со скальпелем у стола хирурга, как архиепископ Лука.

Е. Никифоров: Нынешняя эпоха характерна тем, что люди не понимают, что такое внутреннее делание. Они проявляют героические внешние свершения, забывая о внутренней духовной работе. Будем же помнить, что святое Православие прежде всего есть работа над собой, работа по обожению своей собственной личности.