Найти тему
Эврика по-русски!

Как два правителя России вместе строили железную дорогу

Привет, друзья!

На этой уникальной фотокарточке будущий царь Николай II, пока еще только цесаревич, трудится, как простой работяга. Он толкает перед собой груженную тачку, чтобы высыпать ее на железнодорожную насыпь.

Рядом, орудуя лопатой, землю в тачку нагружает потомственный дворянин и будущий генерал-лейтенант Дмитрий Хорват.

Церемония начала строительства Южно-Уссурийской железной дороги — первого участка будущего Транссиба 19 мая 1891 г.
Церемония начала строительства Южно-Уссурийской железной дороги — первого участка будущего Транссиба 19 мая 1891 г.

Впоследствии этот человек, который своей длинной бородой напоминает Черномора, тоже официально станет руководителем России. Правда, с приставкой “Временный”.

Что же происходит на этой фотографии?..

В этот день 19 мая (по старому стилю) 1891 года наследник престола открыл строительство Великого Сибирского пути (как тогда называли Транссибирскую железнодорожную магистраль).

Причём, происходит это не в столице империи, как можно было бы предположить, а совсем на другом конце страны — в окрестностях Владивостока.

К этому событию было приурочено кругосветное путешествие царевича, значительную часть которого будущий монарх должен был преодолеть по территории той страны, в которой ему предстояло править.

Вот еще одно — уже не ретушированное фото этого грандиозного события. На этом фото Николай Александрович расплылся, потому что двигался.
Вот еще одно — уже не ретушированное фото этого грандиозного события. На этом фото Николай Александрович расплылся, потому что двигался.

Оказавшись во Владивостоке, Николай Александрович принял участие в торжественных мероприятиях, и высыпал первую тачку грунта в полотно будущей железной дороги.

Это произошло в 10 часов утра после молебна и салюта в присутствии 300 человек служащих и обывателей.

Как писали газеты, Николай Александрович “лично изволил положить в тачку землю и свезти ее на полотно строящейся железной дороги”. Также царевич участвовал в закладке Владивостокского вокзала.

Из фондов музея им. В.К. Арсеньева во Владивостоке
Из фондов музея им. В.К. Арсеньева во Владивостоке

Следующая из представленных фотографий, вероятно, сделана за несколько мгновений до предыдущей.

Здесь будущий император запечатлен в тот момент, когда он только подходит к месту проведения мероприятия и приветствует публику.

История Дмитрия Хорвата

Бородатый “Черномор” Дмитрий Хорват на этом фото закрыт спинами людей на переднем плане.

На момент этой церемонии Хорват считался одним из лучших железнодорожных инженеров в России и служил начальником дистанции по эксплуатации Самаркандского участка Закаспийской железной дороги.

Но уже через четыре года он станет начальником Южно-Уссурийской железной дороги, которая и стала первым участком будущего Транссиба.

Каторжные на строительстве Южно-Уссурийской железной дороги
Каторжные на строительстве Южно-Уссурийской железной дороги

В 1902 году Хорват был назначен управляющим Китайско-Восточной железной дорогой — участка Великого Сибирского пути, который прошел по территории северного Китая — Маньчжурии.

Этой дорогой он управлял вплоть до 1918 года. При нем Русская Маньчжурия пережила годы своего наивысшего расцвета.

Историк Надежда Аблова так пишет об этом периоде жизни Хорвата.

В его ведении “находилось не только управление таким колоссальным предприятием, как КВЖД, но и организация всех сторон жизни многотысячного российского населения полосы отчуждения дороги и ее центра — г. Харбина, который при нем превратился в крупнейший железнодорожный, промышленный и торговый центр Северо-Восточного Китая”.

Харбин, 1910-е гг.
Харбин, 1910-е гг.

Временный Верховный правитель России

Во время Гражданской войны Хорват являлся активным сторонником восстановления монархии и активно и противился проникновению большевиков на КВЖД.

В конце концов, он решил объединить под своим началом все белые силы на Дальнем Востоке и взять на себя ответственность за судьбу России.

В результате 10 июля 1918 года Хорват объявил себя временным “Верховным Правителем России” до восстановления государственной власти…

Но но реализоваться его планам не дали союзники в лице стран Антанты. Они не были заинтересованы в усилении России и сделали все возможное для отстранения авторитетного на Дальнем Востоке Хорвата от власти.

Временное Сибирское правительство под руководством Д.Л. Хорвата (в центре)
Временное Сибирское правительство под руководством Д.Л. Хорвата (в центре)

В результате 14 ноября 1918 года генерал сложил с себя исполнение обязанностей “Верховного Правителя”, и принял должность “Верховного Уполномоченного на Дальнем Востоке”.

При этом в его подчинении остались все войска и военные флотилии Дальнего Востока.

В это время в Омске был совершен государственный переворот, в ходе которого была свергнута Директория, и уже 17-18 ноября звание “Верховного Правителя России” принял на себя ставленник англичан адмирал Александр Колчак.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.