История компании Stevens Arms, основанной в 1864 году Джошуа Стивенсом, неотделима от двух вещей: созданного им патрона .22LR, который и спустя более 130 лет остается самым массово выпускаемым в мире, и "велосипедных винтовок", которым как раз этот патрон и дал "второе дыхание" в свое время.
По сути своей "велосипедная винтовка" представляла собой обычный однозарядный пистолет-переломку с приставным проволочным прикладом. Такое оружие выпускалось "Стивенсом" с 1869 года, тогда еще под названием "Pocket rifle" - винтовка "карманная", а не "велосипедная".
За основу был взят карманный пистолет, производившийся компанией с самого ее основания - ему удлинили ствол и добавили крепление приклада, а также более совершенные прицельные приспособления. Пистолеты эти были просты до безумия: так, ударно-спусковой механизм состоял всего из нескольких деталей, плюс рамка, ствол, несколько винтов... и все, собственно.
В основном "карманные винтовки" выпускались под патрон, который мы сейчас называем .22 Short - он был разработан "Смит-Вессоном" еще аж в 1857 году и на то время снаряжался 1,9-граммовой пулей и навеской дымного пороха порядка 0,25 грамма - проще говоря, дульная энергия даже на длинном стволе у него была чуть менее чем никакая.
Поэтому на смену "старой" модели приходит новая, так и названная - New Model Pocket Rifle. Ее уже оснащают более толстым стволом под патрон .32RF - а это уже ни много ни мало пятиграммовая пуля и около 150 Дж дульной энергии, что, согласитесь, было совсем другим делом.
Однако выпускалась она всего три года - с 1872 по 1875 годы. После этого вышла модернизированная версия - курок лишается фиксированного бойка в пользу отдельного ударника в рамке, и примерно в это же время производитель переходит от названия "карманная" к "велосипедная".
"Велосипедную" винтовку производят в разных калибрах - в том числе и в "фирменных" .22 Stevens и .25 Stevens, которые уже в начале века проиграли конкуренцию придуманному Стивенсом же .22 Long Rifle.
Однако, несмотря на название, полюбилась "велосипедная винтовка" отнюдь не велосипедистам (тем как-то удобнее были "велодоги" - чтобы гонять собак накоротке, длинный ствол не нужен, а уж тем более некогда привинчивать приклад) - ибо, как вскоре выяснилось, эти "пистолетовинтовки" именно под патрон .22LR обладают отличной кучностью стрельбы, так что расходиться они начали именно в среде любителей подырявить бумажные мишени. Так начали появляться и конструкции наподобие этой:
Штатные механические прицельные приспособления заменялись креплениями оптических прицелов, тогда еще весьма примитивных, а оттого длинных и при пристрелке перемещавшихся на самом креплении. Завод вскоре подхватил идею и начал предлагать уже готовые наборы креплений и прицелы для своих "переломок".
В вариантах "попроще" в дополнение к штатному целику устанавливался апертурный с большим запасом поправок по высоте: тогдашние энтузиасты стреляли из этих "малышей" и на дистанции под 200 ярдов (впрочем, нынешние экспериментаторы и вовсе, бывает, выходят на запредельную для .22LR тысячу).
В общей сложности "велосипедных винтовок" до 1915 года было выпущено несколько десятков тысяч, и на то время компания фактически лидировала на рынке если и не полноценно спортивных, то "для серьезного плинкинга" малокалиберных винтовок и пистолетов. Но финансовых трудностей это не убавляло - так что завод был приобретен New England Westinghouse и перепрофилирован, но ненадолго (тут уже начались проблемы у "Вестингауза" из-за неоплаченного контракта с царской Россией на поставку винтовок) - в итоге марка Stevens уже уходит во владение Savage Arms, но производство переломных "мелкашек" так и не возобновляется.
Впрочем, на рынок выходят немецкие реплики, обычно продававшиеся под маркой Hy-Hunter: но это было уже в конце пятидесятых - начале шестидесятых, больше "на фоне ностальгии".
-----------------------------------------------------------------------