34,1K подписчиков

Кто сказал "Посеешь характер - пожнешь судьбу"?

1,8K прочитали

И вновь с вами моя книга "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.

Сегодня 25 ноября – день известного изречения «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Почему? Сейчас расскажу.

На днях я писал статью, и захотелось мне в тексте процитировать афоризм про «…пожнешь судьбу». Традиционно возник вопрос авторства – на кого сослаться? «Как сказал…»

Кто?

Быстрый поиск в интернете подтвердил, что события развиваются по худшему варианту – автора нет. Вернее, авторы есть, но их невероятно много.

В итоге я обошелся в тексте без цитаты, но вопрос в голове отложил на дежурную полочку. А потом в свободное время покопался.

Кому только не приписываются эти слова! Они объявляются китайской, индийской и английской пословицей, приписываются английским писателям Чарльзу Риду и Уильяму Теккерею. В учебном пособии «Занимательная философия» (М. 2008 г.) его автор Лев Евдокимович Балашов объявляет автором Конфуция:

И вновь с вами моя книга "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.

Эта поговорка — весьма древнего происхождения. Известна такая притча:

«Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи — морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел, и стал прогуливаться у дамбы.

Конфуций последовал за ним и ему сказал:

– Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты — человек. Дозволь задать вопрос: владеешь ли секретом, как ходить по воде?

– Нет, — ответил пловец. — У меня нет секрета. От рождения — это у меня привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде».

Однако в сборнике «Лунь Юй» - главной книге конфуцианства, составленной учениками Конфуция из его текстов и диалогов, ничего похожего на эту притчу я не обнаружил.

Не принес никаких результатов и быстрый поиск в сочинениях Рида и Теккерея – там никто не сеет, веет, посевает. Возможно, в каком-нибудь малоизвестном сочинении эти слова и есть – но я до этого сочинения не добрался.

Сборники индийских, китайских и английских пословиц я даже не смотрел – за очевидной бессмысленностью этого занятия.

В общем - тупик.

Тогда я решил зайти с другого конца. Я уже неоднократно упоминал «гугловский» сервис Ngram Viewer, позволяющий отслеживать частотность употребления тех или иных словосочетаний в печатных текстах на русском языке начиная с 1800 года.

Вот какой график дает поиск по словосочетанию «посеешь характер – пожнешь судьбу».

И вновь с вами моя книга "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.-2

Как мы видим, фраза начинает мелькать в текстах в начале 50-х годов двадцатого века, а первый всплеск популярности следует в 60-х.

Я полез в поиск по книгам. Выражение и впрямь было очень популярным, его использовали в своих текстах «охранитель» Всеволод Кочетов и детский поэт Сергей Михалков, «митек» Владимир Шинкарев и космонавт Георгий Береговой в книге «Небо начинается на земле». Я уже молчу про современных книго-коучеров, специализирующихся на развитии личности – те по сей день пользуют эти слова в хвост и в гриву. Однако по настоящему популярным это выражение сделал совсем другой писатель.

В 1957 году журнал «Техника – молодежи» печатает научно-фантастический роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».

И вновь с вами моя книга "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.-3

Сказать, что это был шок – это ничего не сказать. Книгу читали всей страной, записываясь в библиотеках в очередь на вожделенные номера. Как теперь говорят, «оседлать хайп» попытались и другие средства массовой информации – отрывки из романа срочно перепечатали у себя «Пионерская правда» и «Комсомольская правда», а буквально в следующем году книга вышла отдельным изданием, чтобы переиздаваться едва ли не ежегодно.

Это было пришествие новой эпохи в отечественной фантастике –свежий, невероятно классный, очень умный и ни на что не похожий роман. Эта книга стала символом Великой Космической Мечты, и не случайно именно «Туманность Андромеды» стала маркером ушедшей эпохи в стихах Всеволода Емелина «Ко Дню космонавтики»:

Вырасту, думал, буду Мвен Масс

Или Дар Ветер.

Вырос. Вокруг одни пидарасы,

Да эти…

Вырасту, ждал, отобью Низу Крит

У Эрга Ноoра.

Вырос. Вокруг наркомания, СПИД,

Да эти, которые…

В книжках один был мерзавец – Пур Хисс

(Еще бы с такой-то фамилией).

А теперь оказалось – Пур Хиссов, как крыс,

И всех они зачморили.

и в миниатюре Дмитрия Горчева «Когда от нас ушли коммунисты».

«Что не будет уже Будущего, и никогда уже не дадут нам каждому по потребности, и не построят нам висячих дворцов и самодвижущих дорог, не проведут нам в кухню пищепровод, и никого из наших знакомых никогда уже не назовут Дар Ветер. Что и мы, и дети наши, и праправнуки так и будем вечно пять дней в неделю ходить на работу, два дня растить чорную редьку, потом на пенсию, потом сдохнем».

Но я отвлекся. Да, вы правильно догадались - именно Дар Ветер вспоминает в романе это афоризм безвестного авторства:

И бывший заведующий внешними станциями, вдыхая запах нагретых скал и пустынных трав, поверил, что впереди предстоит еще много хорошего, — тем больше, чем лучше и сильнее он будет сам.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку.

Посеешь привычку — пожнешь характер.

Посеешь характер — пожнешь судьбу», — пришло на ум древнее изречение. Да, самая великая борьба человека — это борьба с эгоизмом! Не сентиментальными правилами и красивой, но беспомощной моралью, а диалектическим пониманием, что эгоизм — это не порождение каких-то сил зла, а естественный инстинкт первобытного человека, игравший очень большую роль в дикой жизни и направленный к самосохранению. Вот почему у ярких, сильных индивидуальностей нередко силен и эгоизм, и его труднее победить. Но такая победа — необходимость, пожалуй, важнейшая в современном обществе.

И вновь с вами моя книга "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.-4

Именно из великой книги Ефремова эта цитата и начала свое победное шествие в людские умы, не прекращающее и сегодня.

Но откуда взяли эти слова? Не сам же Ефремов их придумал?

Я, пожалуй, больше не буду вас мучить историей дальнейших поисков, и перейду сразу к отгадке.

Нет, он не сам их придумал. Автор «Туманности Андромеды» всего лиши перефразировал афоризм из книги Льва Толстого «Мысли мудрых людей на каждый день», вышедшей в 1903 году.

И вновь с вами моя книга "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.-5

Как нам сообщает предисловие к этому тому:

«Льву Николаевичу, за неимѣніемъ другого подъ руками, захотѣлось самому составить себѣ выдержки изъ разныхъ мыслителей на каждый день. Ежедневно, находясь въ постели, насколько позволяли ему силы, онъ дѣлалъ эти извлеченія, и результатомъ этого труда явилась предлагаемая читателямъ книга».

Там-то, на странице «25 ноября» мы и находим отгадку, только в немного отличной от ефремовской версии форме:

И вновь с вами моя книга "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения.-6

Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу. Тэккерей

У Теккерея, как я уже говорил, это выражение я так и не нашел, и практически наверняка это не он. Но с ангийским вариантом афоризма своя, не менее интересная история. С наиболее детальным и успешным расследованием вы можете ознакомиться здесь - https://quoteinvestigator.com/2013/01/10/watch-your-thoughts/

_____________

Ну и чтобы дважды не вставать – завтра Чорная Пятница и все мои книги (https://author.today/u/id86412741/works) будут продаваться с 20% скидкой. А первый том серии «Куда идем мы» (https://author.today/work/128812) уже сегодня можно купить за символическую сумму в 23,80 рубля.