В аттестате по литературе у меня пятерка. У многих пятерки по литературе.
Предмет не особо сложный. Читай, учи, говори, сочиняй. Жить можно.
Но некоторые странности в изучении литературы я наблюдал. А давайте я вам про них расскажу. Более чем уверен, что и вы замечали что-то подобное.
Рассказ стиха наизусть с выражением
Наизусть - это понятно. Вызубрил - рассказал. Учить наизусть полезно для мозга. Тут вопросов вообще нет. Вопросы к выражению - "с выражением".
Не мог я понять, где спрятан этот эталон, к которому нужно стремиться. Как рассказать с правильным выражением? Эталоном служила учительница, а мы должны были ее копировать. Так получается.
Но ведь существует сотни вариантов выражений. Один и тот же стих можно рассказать совершенно разными способами. Но нам нужно было рассказать "по эталону".
"Люблю грозу (ударение) в начале мая (ударение), когда весенний первый гром (выразить радость), как бы резвяся и играя (чуть замолкнуть, а потом резко выделить голосом) грохочет в небе голубом."
А если бы рассказать этот стих в манере Беллы Ахмадулиной? А если в манере Леонида Филатова с интонацией на Федота-стрельца?
Рискованно. Уж лучше по эталону. Рассказал, получил пятерку, сидишь довольный.
А потом у нас стала преподавать другая учительница.
Начали рассказывать ей очередной стих. Кто-то вышел, рассказал.
- Без интонации рассказал, - зашептались мы.
- Пять! - говорит учительница.
Что-то новенькое!
Ну, мы и пошли рассказывать стих обычным голосом без всяких торжественных выделений и взмахов руками.
Так и рассказывали со своей личной интонацией. Кто-то громко, кто-то тихо.
Что имел автор имел ввиду
Целая проблема. И ведь тут есть только одна правильное мнение. И это мнение учительницы.
И как узнать, что на самом деле автор имел ввиду? Ведь наверняка за него это "мнение" придумали.
Сильно сомневаюсь, что была такая ситуация:
- Итак, Осип, запиши - "автор не зря употребил темные и мрачные цвета для описания внешности Арлекина, чтобы показать его злые замысли и тайное желание участвовать ...". Записал? Ступай отсюда. А я продолжу роман.
Существует прекрасная байка от Дарьи Донцовой:
Она росла в литературной семье, а потому имела возможость общаться с известными писателями. Однажды в школе учительница задала ей написать сочинение "Что думал Валентин Катаев, когда писал произведение ...".
Дарья Донцова (Васильева), не долго думая, пошла к самому Катаеву с целью узнать, чего же он во время написания произведения думал.
Катаев сказал, что ничего не думал, но написал ей сочинение.
Ну, а в школе учительница сказала, что сочинение плохое, так как Катаев думал совершенно о другом.
В принципе, на уроках так всё и было.
- Что имел ввиду автор, когда написал, что Софья Ягужинская была в синем манто и в фиолетовых бретельках.
- Замуж она сильна хотела.
- Неправильно. Таким образом она намекнула кавалеру, что собирается уехать в Петербург, так как ее душевное равновесие нарушено.
Проще всего на вопрос "Что имел ввиду автор" было ответить цитатой из учебника, где произведение разбиралось.
Сильно умные слова
Прошло уже более двадцати лет, а в моей памяти до сих пор сидят амфибрахий, ямб, анапест и хорей.
Я отлично помню эти слова. Я даже приблизительно догадываюсь, что они связаны со стихами. Но даже тогда давным-давно я подозревал, что в жизни они мне не сильно помогут.
Так и вышло. Поэтом я не стал, а потому амфибрахий для меня это не более, чем новомодное имя для ребенка. Также как и хорей.
- Хорей, отпусти Амфибрахия! Видишь, у него уже сопли бегут!
В принципе, звучит даже более привычно нежели "Николай, отпусти Ивана!".
На уроках мы разбирали стихи и пытались догадаться, каким способом написан стих.
Ключевое слово тут "пытались".
Ладно, я хотя бы слова помню. Можно где-то ими даже прихвастнуть.
- Какой прекрасный ямб! Я давно таких ямбов не слышал!
***
А еще есть тема, называемая как "Сочинение по литературе". Данное явление достойно особых слов. Особые слова будут.