С точки зрения концепта «Главный герой» — самый любопытный экшен этого лета (а может, и года вообще): блокбастер с приставкой мета-, вобравший в себя идеи прочих историй о фейковых мирах и реальных чувствах. От «Шоу Трумана» — экзистенциальная драма человека, осознавшего искусственность собственной жизни; от «Персонажа» — острый конфликт Героя и Автора; от «Лего. Фильма», наконец, — всяческие хохмы и постмодернистские заигрывания с поп-культурой. Из относительно нового здесь в основном большой упор на реальный контекст, тот самый подсюжет с инди-разработчиками, вынужденными бороться с людоедской корпорацией за право свободного творчества. Что-то такое было и в «Трумане», и даже в «Лего.Фильме», но «Главного героя» отличает, что ли, отчаянная не-метафоричность высказывания: такую ситуацию, когда успехами маленькой команды преступно пользуется бездушная большая студия, слишком легко представить в жизни.
Это блокбастер, высмеивающий саму культуру блокбастеров, нехитрое, но уж больно актуальное кино о том, как вечная погоня индустрии за деньгами лишает искусство всего творческого и нового.
Звучит классно, вопросов нет. Но только не когда кино с такой риторикой выпускает Disney — самое настоящее воплощение всего того зла, против которого борются персонажи «Главного героя».
В фильме в качестве главного источника зла представлен капитализм и то, на что он опирается.
Власть денег, власть крупного капитала, власть частной собственности на средства производства приводят к несчастью героев. Они не могут владеть результатом своего интеллектуального труда, труд отчуждён. И выгоду от труда героев и сотен сотрудников игровой компании получает ограниченный, жадный и глупый человек (в исполнении Тайки Вайтити), который ничего не создаёт, да и не может создать. Вся власть капитала направлена на угнетение населения игрового мира. В нём капитал одних (клиентов из реального мира) делает богами, потакая всем их самым низменным желаниям, культивируя жестокость, индивидуализм и культ потребления (виртуального на минуточку), а других готов стереть вместе со всем виртуальным миром только для того, чтобы удержать свою власть.
Искусственный интеллект, то есть человеческий разум, потенциал которого был заложен в игровой код молодыми и гениальными энтузиастами, развивается сначала в герое Райана Рейнольдса. И что он противопоставляет жестокости и расчеловечиванию мира капитала? Он выступает в игре с принципиально иных позиций, он не дорожит материальным, он не упивается насилием, он приходит на помощь нуждающимся, чем ломает шаблон безответственного поведения сообщества игроков. Он показывает иной путь. Игровой персонаж учит людей человечности. Но это история не о герое-одиночке. Чтобы изменить мир к лучшему, нужно движение масс. И «свободный парень» обращается к своим угнетённым товарищам, он поднимает их на борьбу.
В этом фильме есть тема — безвольного вегетативного существования людей как в игре, так и в реальности.
Да, это снято смешно. Но от этого совсем не смешно. То, от чего предостерегает «Бойцовский клуб», о чем писали Пелевин и Кизи. Всё тут — но в таком рафинированном виде, что можно и не заметить, слишком увлекшись атмосферой развеселого шутера и безоблачной улыбкой Рейнольдса — парня со слишком близко для умного человека посаженными глазами.