Найти в Дзене
Менторы бизнеса

Подумай, прежде чем начать своё дело. Но если всё же решился, вот вещи, которые я бы не стал делать в самом начале

Оглавление

Если ты, читатель, решишь делать свой бизнес, то подумай об этом крепко. Свое дело — это сложно. Во всех смыслах сложно. И эмоционально, и физически.

Свое дело еще и ярмо. Его не бросить, не кинуть заявление. Свое дело — это зависимость. Зависимость от свободы, зависимость от независимости. Раз поймаешь это ощущение, и вот уже никак его не выкинешь из головы.

В общем, подумай, читатель. Взвесь все pro и contra. А я пока вот что сделаю: я расскажу, чтобы я не стал бы делать в начале создания бизнеса. По собственному опыту и опыту mentee в променторинг:

Не игнорировал бы рынок.

Это такая чудесная история, когда фаундер просто не считает рынок. Он умеет, скажем, учить детей английскому. И поэтому делает бизнес на этом рынке. Это — огромная ошибка. Проще научиться делать что-то другое, чем изменить рынок и рыночные тренды. И нежелание, чаще это страх, посчитать рынок приводит к тому, что бизнес годами, десятилетиями болтается в нуле и сосет время и силы фаундера.

-2

Не забивал бы на планы и учёт

«Ну, мы как-то продаем и что-то зарабатываем». Классика мышления создателя ночного ларька. Ему считать скучно и ненужно. И правда, зачем? Есть же касса, там есть деньги, которые можно взять. Обычно такие компании приподнимаются, если с рынком угадали, и потом шумно и с истериками падают от кассовых разрывов. А всего-то стоило в начале завести эксельку.

Не брезговал бы партнёрствами

Старт всегда проще сообща. Кто-то что-то подскажет. Где-то когда-то поможет. Вот и пошли потихоньку продажи. Окукливание в своем бизнесе, предпринимательская самостийность — тревожный звоночек. Он еще часто сопровождается внутренней руганью конкурентов. Эдакими «пятиминутками ненависти». Сколько возможностей бизнес теряет таким образом? Сколько выгодных контрактов?

-3

Не увлекался бы PR

Очень хочется премию получить. На конференции выступить. Статейку тиснуть. Это все пустое.

Надо налаживать продажи и маркетинг. Каждый день. Заставлять себя шлифовать продукт и его продавать. Всегда закрывать сделки. Не тратить время на поглаживание эго. Все эти выступления — просто кража денег у кофаундеров и инвесторов. Именно так.

-4

Не нанимал бы много людей

Люди — слабое звено любого бизнеса. То есть без них никак, разумеется. Но когда их много — это очень сложно и слабо масштабируемо. Поэтому найм должен быть максимально затруднен. Что мы еще можем сделать, чтобы не нанимать? Какую систему внедрить? Как перераспределить обязанности? Что зааутсорсить? Много людей вызывают экстраусилия в росте. А зачем нужны эти сложности?

Подписывайтесь на каналы в Дзене и facebook, в прошлый раз я рассказывал:

Прочёл уже книги по менеджменту и управляешь командой? Поздравляю, у тебя ничего не выйдет: на чём я набил шишки в управлении