Найти тему
Техника и жизнь

Як-130 – новая летная парта российских курсантов

Як-130 (Wikipedia.org)
Як-130 (Wikipedia.org)

Введение

В ВВС Советского Союза последние годы его существования для подготовки курсантов на всех ее этапах использовались чехословацкие самолеты Л-39. Кое-где оставались и их предшественники Л-29. Это были удачные самолеты. Современные модернизации Л-39 до сих пор пользуются спросом на мировом рынке вооружений. Но с приходом в боевой состав советских ВВС самолетов четвертого поколения возможностей Л-39 стало не хватать. К этому добавилось и политическое обстоятельство. «Советский блок» разваливался и ясно, что после его развала Чехословакия займет прозападную, антирусскую позицию. Поэтому в конце 80-х гг. XX века возникла потребность для наших ВВС не просто в новом учебно-тренировочном самолете, а в таком самолете отечественной разработки и производства. И работы были начаты. В 1990 году было начато создание такого самолета на ОКБ Микояна. Но в 1991 году был объявлен конкурс на такой самолет, в котором приняли участия также ОКБ Сухого, Микояна, Яковлева и Мясищева. Первоначальное название проекта от «фирмы» Яковлева – УТК-Як. Одним из главных требований к самолету была возможность имитации в полете летных качеств других самолетов (репрограммирование). В ходе конкурса из него выпало сначала ОКБ Сухого, а затем «фирма» Мясищева. В 1993 году участникам конкурса выдали новое ТТЗ (тактико-техническое задание) с новыми требованиями, под которые они стали переделывать свои проекты. В 1994 году заказчик дал согласие на привлечение к проектам обоих ОКБ иностранных инвесторов. Де-факто это было сотрудничество МиГ с Францией и Яковлева с Италией. Теперь проект от Яковлева назывался Як-130. В 2002 году он стал победителем конкурса ВВС на новый учебно-тренировочный самолет. Именно об этой машине пойдет речь ниже.

Як-130 (Wikipedia.org)
Як-130 (Wikipedia.org)

Описание

Первый полет на новом самолете был совершен в 1996 году. Прототип имел индекс Як-130Д. В 1999 году еще до завершения его испытаний произошло разделение российской и итальянской программы его разработки. Мы стали делать Як-130, Италия - Aeromachhi M 346.

Aeromachhi M 346 (Wikipedia.org)
Aeromachhi M 346 (Wikipedia.org)

При сходстве планера эти две машины отличаются по двигателям, оборудованию и материалам. За наши разработки по планеру мы получили определенные финансовые средства от Италии. Первые серийные самолеты были выпущены в 2009 году. А в 2010 году самолет был взят на вооружение российской армии. Як-130 является монопланом традиционной аэродинамической схемы с однокилевым хвостовым оперением. Шасси позволяет его эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Бортовая система управления позволяет имитировать полеты российских и зарубежных самолетов 4 и 5 поколения. А также имитировать применение соответствующих оружейных системы этих самолетов. Самолет стал первым российским самолетом с полностью цифровой системой управления. Силовая установка состоит из двух двигателей АИ-222-25. Также Як-130 может выполнять боевые задачи. Для этого он имеет 9 точек внешней подвески на своей ударной версии. Самолеты также поставлены в Бангладеш, Лаос, Мьянму, Алжир, а недавно стали выполняться поставки во Вьетнам. Кроме Aeromachhi M 346 он послужил основой для китайского Hongdu L-15. Вместе с тем, в настоящее время самолет ввиду высокой стоимости изготовления и летной эксплуатации используется для завершающего этапа обучения будущих российских летчиков. На начальных этапах, по-прежнему, курсанты летают на более дешевых в эксплуатации Л-39. Проблема эта требует решения. Работы по самолетам новых типов по этой причине уже ведутся.

-4

Заключение

Безусловно создание и поставки в российскую армию Як-130 содержат в себе много положительного, как для наших ВВС, так и для нашей авиапромышленности. Характерно, что большой успех получил и Aeromachhi M 346, имеющий прямое отношение к Як-130. Высоко оценивают и другого его потомка – китайский Hongdu L-15.

Hongdu L-15 (Wikipedia.org)
Hongdu L-15 (Wikipedia.org)

Источники

http://www.airwar.ru/enc/attack/yak130.html, https://topwar.ru/24316-yak-130-nastoyaschee-i-buduschee-uchebno-boevoy-aviacii-rossii.html,

Федор Болдырев 2021©