Найти тему
Минобрнауки России

Разработка омских ученых поможет улучшить систему связи и диагностики на железнодорожном транспорте

Ученые Омского государственного технического университета (ОмГТУ) в тесном сотрудничестве с ОАО «РЖД» разработали портативный электрогенератор переменного тока, который поможет бесперебойно обеспечивать связь в грузовых составах. Сейчас подобные устройства изготавливаются только за границей, в России аналогов нет. Запатентовать изобретение научный коллектив планирует в начале следующего года.

По словам автора разработки, доцента кафедры «Электрическая техника» Олега Лысенко, повысить безопасность и среднюю скорость грузовых составов можно с помощью современных систем GSM-связи и геолокации. Однако конструкцией поездов не предусмотрены автономные источники питания для систем связи и диагностики температуры подшипников буксового узла.

«Сегодня внедрение систем спутниковой связи на пассажирских составах успешно решается за счет бортовой вагонной сети, обеспечивающей надежное питание аппаратуры. А вот для грузовых вагонов вопрос бесперебойного питания стоит очень остро. Дополнительная установка генераторов требует конструктивных изменений в ходовой части вагона, что существенно увеличивает затраты на реализацию таких проектов, особенно в условиях дефицита финансирования», — отметил Олег Лысенко.

Для решения проблемы научный коллектив ОмГТУ предлагает оснащать буксовый узел грузового вагона маломощным электрогенератором переменного тока на постоянных магнитах, установка которого будет вносить минимальные конструктивные изменения в буксовой части узла грузового вагона. Прототипы таких устройств в нашей стране не производятся, а имеющийся в продаже немецкий аналог из-за колебаний курса валют дорого использовать в российских составах.

Разработка омских ученых отличается небольшими габаритами и массой, а также простотой в монтаже. Кроме того, установка совместима с большинством типов букс. На начальном этапе стоимость изготовления такого генератора оценивается примерно в 15 тыс. рублей, но после запуска массового производства цена будет снижаться.

Сейчас Олег Лысенко вместе со студентами проводит испытания генератора под нагрузкой для определения параметров отдаваемой электроэнергии и планируют подавать заявку на получение патента. После чего, весной следующего года, ученые проведут реальные эксперименты в условиях эксплуатации буксы.