Навигатор/Navigator – A Medieval Odyssey
Фильм, положивший начало карьере новозеландского режиссера Винсента Уорда, представляет собой один из самых необычных подходов к изображению Средневековья на экране. В нем группа жителей Шотландии в 1348 году надеется на чудо, которое спасет их от Великой чумы. Видение мальчика открывает путь в другой мир, где есть драгоценная реликвия, которая может защитить деревню от болезни. Под руководством мальчика жители деревни входят в этот странный новый мир, но оказываются в современном мегаполисе.
Что действительно примечательно в «Навигаторе», так это последовательное использование мистических подтекстов, благодаря которым изображение современного Окленда вызывает постоянное чувство страха и таинственности. Окленд выглядит как адский мир парящих изображений и мигающих огней, населенный механическими монстрами и кошмарными видениями.
Использование разных фотографических шаблонов для двух «миров» - черного и белого для средневековой Шотландии и мрачной цветовой палитры для современного Окленда — способствует напряженности и захватывающему очарованию фильма.
Король-рыбак/The Fisher King
Вдохновленный одноименной сказкой о короле Артуре, один из самых известных фильмов Терри Гиллиама представляет собой смелую смесь комедии, городской мелодрамы и фэнтези.
Спустя три года после того, как он невольно вдохновил массового убийцу безудержной речью, бывший нью-йоркский радиоведущий Джек Лукас (Джефф Бриджес) изо всех сил пытается осознать свою вину.
Однажды ночью ему встречается бездомный по имени Пэрри (Робин Уильямс); бывший преподаватель университета, Пэрри одержим поиском Святого Грааля, который, по его мнению, на самом деле хранится в центре Манхэттена. Узнав, что жена Пэрри была убита в массовом расстреле, охваченный чувством вины Джек решает помочь этому человеку в поисках и восстановлении жизни.
Обладающему прекрасным пониманием локаций и кинематографии Гиллиаму удается спроецировать иллюзию Пэрри на реалистичный сеттинг фильма, временами придавая реальным местам Нью-Йорка истинное средневековое ощущение.
Этот фильм, движимый энергией Уильямса, изображает радостное, драматическое и странное путешествие по преступному миру Нью-Йорка. Периодическое появление Красного рыцаря — квинтэссенция галлюцинаций Пэрри — это навязчивая метафора мира, движимого хаосом, в котором иногда только абсурдный поиск идеала может придать жизни смысл.
Армия Бранкалеоне/For Love and Gold
Фильм Марио Моничелли «Армия Бранкалеоне» (или «За любовь и золото»), ставший культовой классикой у себя на родине, представляет собой резкую деконструкцию фильмов средневекового периода. Действие разворачивается в южной Италии 11 века, а сюжет вращается вокруг группы крестьян, которые после получения драгоценного документа у умершего рыцаря отправляются на поиски феодального владения Аурокастро. Опальный рыцарь по имени Бранкалеоне (Витторио Гассман) собирает крестьян в армию в поисках лучшей жизни.
Что сделало этот фильм таким особенным в 1960-х, так это его комедийный и немного разочарованный взгляд на Средние века, изображенный как эпоха, в которой тонкие как бумага идеалы славы и чести не имеют значения по сравнению с повседневными потребностями.
Подход Моничелли к истории далек от реалистичного - но в каком-то смысле удивительно точен - он красочен, карикатурен, а иногда и анахроничен, а тон больше похож на фарс, чем на эпопею.
От безденежных рыцарей до избалованных принцев и трусливых крестьян — фигуры в фильме составляют смехотворный, но чуткий портрет средневекового общества.