Найти в Дзене

Я ок, если я радую других...

Оглавление

Боитесь назначить адекватную цену за свои услуги, впахиваете за троих на работе, кидаетесь всех и вся консультировать бесплатно... Знакомо? Значит у вас защитная структура самооценки "Я ок, если я радую других..."

Женщина в белом

Случай, о котором я хочу рассказать произошел со мной 8 лет назад, на заре моей стилистической карьеры. Одна из значимых для меня подписчиц на Facebook обратилась ко мне в личку. Женщина написала что хотела бы со мной поработать и задала какой – вопрос. Очнулась я через час, когда поняла что за это время провела ей индивидуальную консультацию, стоимостью тогда 15 тыс - бесплатно. Я умудрилась выдать ей ВСЕ: от макушки, начиная с того как оформить прическу и какую форму очков ей носить, до пяточек, рассказав ей хитрости ношения нижнего белья в зимний период.

В промежутке "от макушки до пяточек" были рубашки. Они то и накрыли меня через пару лет.

Есть лица, которым очень идут мужские рубашки, но они этого не знают и носят упрощающие внешность круглые вырезы. Так вот внешность и внутреннее содержание личности этой женщины была как раз для мужских рубашек. Она была очень аутентична и привлекательна в них.

Нет, конечно я все осознала в моменте, когда очнулась от своего припадка
«причинить добро без запроса». Я сразу поняла, что дама получила все и никогда мне не увидеть ее среди своих клиенток.

Но как же мне было обидно, когда через пару лет она сделала фотосессию в белой рубашке, получила массу лайков и восторженных отзывов, написав в посте: «Да, кстати спасибо N за мой прекрасный рубашечный гардероб. Теперь я ношу только их!». Забыв почему то написать, что к N отправила ее я, и про рубашки проконсультировала ее тоже я. Бесплатно подарив лайфхак на всю жизнь.

Уверенна, многие увидели себя в этой истории.
Работая с клиентами в карьерном коучинге я встречала десятки таких случаев. Однажды у меня была клиентка, которая провела полноценную консультацию и когда её клиент спросила: «Сколько я вам должна?», то та ответила:
«Ничего! Я ведь вам никак не помогла и ничего полезного еще не рассказала!». Занавес)))

Что же такое происходит с нами? Почему мы обесцениваем свои знания, навыки и умения? Буквально накидываемся на клиента, причиняя добро за бесплатно?

Людмила Иванчина, автор блога. Карьерный коуч и консультант, стилист и имидж - психолог
Людмила Иванчина, автор блога. Карьерный коуч и консультант, стилист и имидж - психолог

Все дело в структуре нашей самооценки. В приведенных мной примерах показано как поступают люди с защитной структурой самооценки: «Я ок, если радую других». Ее вариации могут быть: « Я ок, если я помогаю другим» и «Я ок, если я полезна для других».

«Я ок, если я радую других»

Это пожалуй одна из самых распространённых в нашем социуме защитная структура самооценки. Дело в том, что наша самооценка формируется в раннем детстве.

А родитель, как водится, всегда знает, как нужно и будет хорошо его ребенку.

У нас в городе, на заборе одного из детских садиков висит слоган, от которого у меня брызжет кровь из глаз каждый раз, когда я проезжаю мимо: «С нами вы будете гордится своими детьми!». Это манипуляция родителями, которые точно знают что его ребенку нужно сделать, чтобы они могли предъявить его успешность социуму. Это значит, что ребенку в этом детском саду точно будут говорить: «Тебе нужно постараться сделать то - то и то - то, чтобы мамочка не расстраивалась или мамочка порадовалась».
К сожалению, в нашем обществе пока еще не прижилось главное по отношению к детям: ты хорош уже просто потому что ты есть у нас. И этого достаточно.
И вот, что из этого в итоге получается.

Я знаю чего хочешь ты, но не знаю чего хочу я

Поскольку с детства такие люди привыкли делать и вести себя так, как от них этого ожидали значимые взрослые, то у них практически нет своих интересов, желаний, хобби т.д.

Такие люди предвосхищают ожидания других людей и тратят свою жизненную энергию на обслуживание чужих интересов. Из них получаются отличные рабочие лошадки, на которых пашут и пашут. И особенно они ценны в компаниях определенного уровня.

Нестабильная самооценка как конкурентное преимущество при найме

Звучит как фантазия, но тем не менее это так. Сотрудники, которые всегда знают, чего может захотеть клиент и как ему еще можно угодить, бесценны. Их любят в start up проектах, когда все делают все, что могут и даже больше. Даже когда их об этом не просят. То есть там, где нужна ориентация на внешнего или на внутреннего клиента.

У меня есть клиентский пример. Девушка проработала несколько лет в таком частном Start up. Когда она уволилась, собственнику пришлось нанять троих. Уволилась она из – за отсутствия признания за ее работу: наняли нового руководителя, которая оптимизировала систему премий и в итоге моя подопечная стала получать на 30% меньше. Новый управленец ввела систему отчетности и штрафов. Тупо привнесла свой опыт с корпоративного бизнеса Сбера в крохотный бизнес интернет компании. На выходе они получили трех исполнителей по 35 тыс. рублей с текучкой, вместо одной моей клиентки которой было хорошо и 75 тыс. руб. + «поглаживание» от собственника.
Интересно, что как раз славящиеся своей ориентацией на клиента компании в таких людях нуждаются меньше всего.
Мне на ум в качестве примера приходит McDonald’s: мы получаем заявленное качество в любой точки мира. Секрет тут прост: прописанные стандарты качества и взаимодействия с клиентами. На каждый чих клиента есть инструкция как действовать.

Разориться, не начав зарабатывать

Особо «опасна» защитная структура самооценки «Я ок, если я полезна» в помогающих профессиях. И для самих носителей и для клиентов.
Носители чаще всего выгорают, даже не начав толком зарабатывать деньги.
Как правило, такие люди считают что не несут в себе никакой ценности сами по себе, а ценны только в контексте помощи. Поэтому не могут назначить адекватную цену за свои услуги/потребовать повышения ЗП. И это лучший вариант. Худший – это оказать услугу и отказаться брать деньги, как это сделала девушка в моем примере.


А что же со мной?

Как я уже говорила ранее, самооценка может быть стабильна в одной сфере и тут же прихрамывать в другой.

Попроси меня в тот момент подобрать персонал, я бы не колеблясь ни минуты назвала цену. Но как стилист ощущала себя тогда не очень неуверенно.

И тут тоже есть подвох…Вы можете подумать, что с вашей самооценкой все нормально. Возможно, вы так же как и я уверенны в своем профессионализме и смело назначаете цену. Я тоже так считала.
Просто я попала в нужное место, к хорошему руководителю и в очень удачное время.

Меня очень ценили, давали свободу для действий, позволяли расти профессионально, поддерживали морально и материально. Я получала признание и подкрепление для своей самооценки.

Для HR менеджера у меня был
внушающий список успехов, как у рекрутера у меня нет ни одной ошибки в подборе персонала. Но внешнее, к сожалению, является для нас временной опорой. Когда условия изменились, я пришла в новую профессию, то внешнюю Опору пришлось нарабатывать заново.

И по своему опыту, я теперь знаю, что иметь внутреннюю Опору на самого себя, жить со стабильной самооценкой «Я ок» без условий гораздо круче, чем каждый раз выращивать себе новые костыли «Если…».

Смотрите мой прямой эфир на эту тему:

_______________________________________

С вами была Людмила Иванчина
Использую секретные HR – технологии, навыки в области психологии, маркетинга и стиля для достижения вами карьерных высот. Опираюсь на личный позитивный результат.
Вижу Потенциал, Ресурс и Силу в каждом человеке.
12 лет успешного HR опыта в компаниях МТС, Анкор, Ситибанк и концерн "Калина". Ни одной ошибки в подборе персонала.
Первый на Урале карьерный коуч и консультант, 13 лет опыта.
7 лет экспертизы в области психологии стиля. Создала авторский подход к работе с персональным стилем: «Вектор стиля через Архетипы».
Психолог, адепт постмодернистского, ориентированного на решение, краткосрочного подхода/ОРКТ
Подписывайтесь на мой Инстаграм, в нем я рассказываю больше о себе и своих подходах в работе с клиентами.