Честно говоря, мне стало нехорошо, когда я услышала о хождении по кабинетам до 2024 года. Для биологии и других естественных наук это означает подрыв лабораторной базы. С пробирками и микроскопами по кабинетам не побегаешь. Сын жалуется, что лабораторные по химии у них проводят по принципу: берем тетрадь и пишем уравнения реакций, которые могли бы провести в специализированном кабинете.
В некоторых замечательных школах естественные науки по-прежнему преподают в спец. кабинетах. В нашей есть только два учителя-счастливчика: музыки и информатики. Видимо, не смогли их уговорить таскать рояль и пятнадцать компьютеров.
Да, так вот, в курсе биологии есть-таки несколько лабораторных работ, которые не требуют помещения и оборудования. Точнее, помещение нужно, но подойдет практически любое. Эта работа называется «Изменение пульса после дозированной нагрузки».
Поскольку на уроке уже есть оцениваемая работа, а уровень знаний проверять надо, я провожу так называемый «устный диктант». Он заключается в том, что вопросы я зачитываю вслух, а ученики хором отвечают.
В скобках замечу, что изначально такая работа проводилась письменно. Учитель трижды повторяет вопрос, ученики на листочке записывают ответы. Но когда уровень успеваемости за подобные диктанты снизился до примерно 2,75, я перевела эти работы в устный формат. Не знаю, что именно вызвало такую катастрофу, но вижу, что дети не могут выполнить такой диктант письменно.
Попробуйте, может быть, у вас получится.
Вопросы следующие:
- Жидкость, омывающая каждую живую клетку тела, называется…
- Внутренняя среда организма состоит из крови, лимфы и…
- Для оттока излишней тканевой жидкости между клетками тела имеются…
- Сорок процентов состава крови приходится на…
- Белок, находящийся в эритроцитах и переносящий кислород, называется…
- Основную часть крови составляет жидкость, которая называется…
- Культура ослабленных микроорганизмов, которую вводят при прививке, называется…
- Оболочка, в которую, как в мешок, погружено сердце, называется…
- Большой круг кровообращения начинается в…
- Ритмичные сокращения стенок сосудов в ответ на сокращения желудочков сердца называются…
Последний вопрос мы не изучали. Это тот случай, когда даже проверка знаний дает ученику новое знание. Естественно, если работа проводится письменно, этого вопроса нет. Но в устном варианте вопрос очень даже к месту. Если в классе найдется кто-то знающий на параграф вперед, он ответит. А если не найдется, то с обсуждения этого вопроса удобно перейти к теме урока.
Записываем в Словарь определение пульса и обсуждаем некоторые вопросы, связанные с этим явлением.
Таких вопросов три: как его измеряют, где и зачем.
Начинаем с «зачем». Ученики могут сами художественно ответить на этот вопрос, припомнив кадры из многочисленных фильмов. «Где» - здесь можно привести примеры с животными: у крупных (лошади) пульс измеряют на сонной артерии, у мелких (собаки) — на бедренной. А у человека на сонной, на бедренной, но чаще всего — на запястье.
Вопрос «как» - не праздный, потому что во многих фильмах на запястье кладут большой палец. Но он менее чувствителен, чем остальные, поэтому лучше использовать указательный и средний.
Обязательно тренируемся. Чтобы не тратить время в процесса самой работы, прямо сейчас, ищем на запястье место биения артерии, кладем нужные пальцы, засекаем 10 секунд, считаем. Конечно, лучше бы считать за минуту, но тогда большинство не успевает сделать работу. У кого категорически не получается обнаружить пульс на запястье, ищут его на сонной артерии.
Для работы выдаю инструкционные карточки и бланки работы. Карточку дети сдадут чистенькую, и я ее буду многократно использовать. А пишут работу непосредственно на бланке. Так и им не придется лишнего чертить, и мне проверять приятнее и удобнее.
Работа выполняется в парах: один ученик — испытуемый, он будет приседать или отжиматься (на выбор), а потом измерять пульс. Второй — экспериментатор, он будет считать количество приседаний (отжиманий) и записывать количество пульсовых ударов. Расчеты, график и вывод оба делают вместе.
Работа состоит из нескольких этапов. На первом ученики определяют пульс в состоянии покоя. Делают три измерения и вычисляют среднее арифметическое. Таким образом я подвожу их к мысли, что одно измерение — это не измерение вообще, поскольку могут быть большие погрешности.
На втором этапе испытуемый мысленно представляет себе нагрузку, то есть 20 раз приседает или отжимается «в уме». Это очень интересный для детей этап, потому что они не знают, отреагирует тело усилением пульса или нет.
На третьем этапе нагрузка реальная. Ученики распределяются по кабинету и с удовольствием «разминаются».
Все результаты заносятся в таблицу (см. фото выше). Самое трудное для детей — выполнить график. На этом этапе работы лучше пройтись по работающим парам и посмотреть, что и как они чертят. Потому что вот эти вот настроения «у нас тут не математика» приводят к тому, что некоторые даже цену деления не могут поставить.
И главное — вывод. Над приучать детей, что итогом любой работы должен быть вывод. В данном случае вывод перекликается с вопросом, зачем измерять пульс. Дети сравнивают полученные результаты с контрольными цифрами и понимают, насколько тренированное (или нетренированное) сердце у испытуемого.
Если остается время (но это редко бывает), ученики могут поменяться ролями: экспериментатор тоже выполняет упражнения и делает вывод о своем сердце.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!