Найти в Дзене
Дмитрий Смотров

Морской разговорник или как понять моряка, когда ничего не понятно? Часть 6.

Сегодня темой будут судовые краны и грузовые операции. Судовые краны или стрелы есть практически на каждом судне, поэтому мы с вами не будем обходить эту тему стороной. 1. Гак. Ну и начнем мы пожалуй с крюка, которым все цепляют. Такой крюк называют гаком. Разновидностей гаков большое множество. Но вот основные: простой гак, поворотный гак, пентер-гак, вертлюжный гак, глаголь-гак. На наших кране и стреле гаки с вертлюгом. То есть вертлюжные. 2. Противовес. Сразу, не отходя далеко, мы видим большой "набалдашник" - это и есть противовес. Противовес в данном случае помогает удерживать гак в одном положении и не дает ему шататься от каждого дуновения ветерка. В море спрятаться негде, поэтому и противовес такой внушительный. 3. Нок. Нок — это оконечность стрелы крана. 4. Вира/Майна. Вира — поднимай. Майна — опускай. Отсюда же их производные "вирай" и "майнай". Это две команды для кранового, когда идут грузовые операции используют именно их. Происхождение этих команд отследить очень сложн
Оглавление

Сегодня темой будут судовые краны и грузовые операции. Судовые краны или стрелы есть практически на каждом судне, поэтому мы с вами не будем обходить эту тему стороной.

1. Гак.

Ну и начнем мы пожалуй с крюка, которым все цепляют. Такой крюк называют гаком. Разновидностей гаков большое множество. Но вот основные: простой гак, поворотный гак, пентер-гак, вертлюжный гак, глаголь-гак. На наших кране и стреле гаки с вертлюгом. То есть вертлюжные.

Грузовой гак.
Грузовой гак.

2. Противовес.

Сразу, не отходя далеко, мы видим большой "набалдашник" - это и есть противовес. Противовес в данном случае помогает удерживать гак в одном положении и не дает ему шататься от каждого дуновения ветерка. В море спрятаться негде, поэтому и противовес такой внушительный.

Противовес.
Противовес.

3. Нок.

Нок — это оконечность стрелы крана.

Стрела крана.
Стрела крана.

4. Вира/Майна.

Вира — поднимай. Майна — опускай. Отсюда же их производные "вирай" и "майнай". Это две команды для кранового, когда идут грузовые операции используют именно их. Происхождение этих команд отследить очень сложно. Но основная теория заключается в том, что это заимствованные из итальянского языка слова.

Команда ammanaire у итальянских моряков использовалась для спуска паруса. В переводе значит "ниже". Virare - поворачивай. Эта команда была предназначена уже для лебедчика, который проворачивал барабан лебедки, тем самым поднимал груз.

5. Трюм.

Трюм — это грузовое помещение судна. Причем именно самое нижнее, все что находятся выше это твиндеки. И возможно вы удивитесь, но у нас нет трюма.

Автор: Danny Cornelissen - http://www.portpictures.nl, Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=611836
Автор: Danny Cornelissen - http://www.portpictures.nl, Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=611836

6. Шар.

В этом пункте не идет речи про шар, как про геометрическую фигуру. Шар в этом случае ряд груза. Когда груз приходится грузить друг на друга, слои груза называют шарами. Даже на контейнеровозах уровни контейнеров иногда называют шарами.

Источник: http://www.refsru.com/referat-22124-19.html
Источник: http://www.refsru.com/referat-22124-19.html

7. Bobby Cat. Бобик.

Это погрузчик. Трюма судов бываю на столько большими, что без погрузчика не обойдешься.

Источник: http://buket48.blogspot.com/2014/07/port-mariupol.html
Источник: http://buket48.blogspot.com/2014/07/port-mariupol.html
Приходилось мне в ручную грузить 10.000 тонный рефрижератор без погрузчика. Было крайне тяжело и больше времени занимало перетаскивание груза, чем его укладка.
Кстати, в ручную на флоте называют в рукопашную. Сути дела не меняет. Просто интересный факт.

8. Талреп.

Устройство для затягивания такелажа судна. Часто используется для грузовых операций, чтобы закрепить груз. Часто можно увидеть, что ими крепят контейнера. В нашем случае они держат гаки крана.

-8

9. Рохля.

Сленговое название гидравлической тележки. Тоже очень полезная при грузовых операциях вещь. Да даже при повседневных работах. Кстати, так ее называют не только на флоте, но и грузчики на берегу.

Источник: https://pikabu.ru/story/rokhlya_7048780
Источник: https://pikabu.ru/story/rokhlya_7048780

10. Тальман.

Тальман — человек, ответственный за учет принимаемого и отдаваемого груза. Стоить при погрузке трюма и считает груз. Тальманом может быть любой член экипажа. Обычно, если тальман полностью принял трюм, то он же его и выгружает, так как ответственность за груз, который он принял, лежит на нем.

Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи: